Экспресс-замедление

Как «Почта России» становится серьезным конкурентом для коммерческих компаний

В 2012-2013 годах рынок экспресс-доставки увеличивался на 25-35%в год. Тон задавала доставка грузов интернет-магазинов, ширились сети в регионах. В 2014-м рост составляет всего 11%. За II квартал в сегменте b2c объемы заказов интернет-магазинов просели в среднем на 9%. Кто бы мог подумать, что "Почта России" станет серьезным конкурентом для коммерческих компаний.

Фото: Михаил Блосяк

Текст: Федор Мельников

Российский рынок экспресс-доставки условно можно разделить на две части. Первая — это доставка корреспонденции b2b. Здесь по-прежнему уверенно чувствуют себя иностранные операторы и российские компании с более чем десятилетним опытом работы. Вторая — росший до недавних политических и экономических событий сектор b2c. Эта часть рынка экспресс-доставки развивается благодаря интернет-торговле. Здесь могут попробовать свои силы новички, работают множество мелких компаний-перевозчиков. В последнее время все большую долю во втором секторе захватывает "Почта России".

Еще недавно, по данным Ассоциации экспресс-перевозчиков (АСЭП), объем перевозок между Россией и зарубежными странами рос на 35% в год.

"В 2014 году объем российского логистического рынка демонстрирует умеренный рост. Ограничивающими факторами, как и в прошлом году, являются сокращение инвестиций, стагнация промышленного производства и снижение объемов экспорта. Отраслевые рынки находятся в состоянии ожидания из-за резкого колебания курса валюты, снижения потребительского спроса и последних политических событий",— рассказывает Андрей Майоров, генеральный директор DPD в России.

С ним согласен управляющий директор "КСЭ-фулфилмент" Евгений Данилик (холдинг "Курьер сервис экспресс"): "Рынок экспресс-перевозчиков напрямую зависит от общеэкономической ситуации в стране, в частности, темпов роста отраслей b2b-сегмента, покупательской способности b2c. Уже сейчас в некоторых отраслях наблюдаются стагнация и, как следствие, уменьшение объемов отправлений. В b2b усиливается тренд на оптимизацию затрат, в первую очередь на логистику. За II квартал 2014 года в сегменте b2c объемы заказов интернет-магазинов просели в среднем на 9%. Рынок экспресс-перевозок ожидает спад, поэтому в фокусе внимания курьерских компаний будет развитие отношений с текущими клиентами".

На пятки коммерческим компаниям наступает "Почта России". По словам гендиректора "Почты России" Дмитрия Страшнова, доля писем, доставленных в срок, составила 84%.

"Почта России" во II квартале 2014 года сократила сроки доставки писем в 71 регионе страны, при этом в 35 регионах в установленные сроки было доставлено 90% писем (год назад этот норматив соблюдался лишь в трех регионах страны), говорится в сообщении Минкомсвязи, сделанном по итогам проверки Роскомнадзора. Соблюдение контрольных сроков пересылки писем выросло с 53,49% во II квартале 2013 года до 84,10% во II квартале 2014-го.

За сроками доставки писем следит Роскомнадзор. Ведомство рассылает контрольные письма в свои территориальные отделения. Худшие показатели доставки писем у "Почты России" наблюдались в I квартале 2013 года. Тогда всего лишь 47% корреспонденции дошло по адресам в срок, притом что во II и III кварталах 2012-го эта доля составляла 64%. Когда в "Почте России" сменился генеральный директор и на смену Александру Киселеву пришел Дмитрий Страшнов, количество писем, дошедших до адресатов в срок, снова выросло. В конце прошлого года их было уже 64%.

Доставка писем, посылок и экспресс-отправлений, финансовые услуги — основные стратегические направления работы "Почты России". Почтальоны надеются, что руководство страны создаст для них так называемый защитный сегмент и "Почта России" получит эксклюзивное право на доставку писем всех государственных органов страны. По планам Дмитрия Страшнова, подконтрольная ему структура планирует вырастить долю в сегменте доставки писем с нынешних 80% до 91% к 2023 году. Выручка от этой услуги "Почты России" также вырастет с 33 млрд до 74 млрд руб.

Сильнее всех. "Почта России" набирает вес на рынке экспресс-доставки

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

"Почта России" уже подписала прямые договоры на перевозку грузов с ведущими авиакомпаниями и начала проводить открытые конкурсы на автоперевозки. Кроме того, компания ужесточила контроль за сроками доставки писем и грузов по каждому сортировочному узлу. Было подписано соглашение с федеральной пассажирской компанией.

Пока государственный перевозчик наращивает обороты и снижает издержки, компании экспресс-доставки испытывают на себе все прелести конкурентной борьбы. "Рынки находятся в состоянии, близком к стагнации, и только онлайн-ритейл, в частности сегмент b2c, непрерывно растет. Однако и здесь рост постепенно снижается. Видимо, компаниям-перевозчикам стоит быть готовыми к ценовым войнам, замедлению темпов роста и снижению прибыльности,— говорит Андрей Майоров.— Доставка для e-commerce способствует повышению требований к качеству логистики. Задают планку прежде всего западные ритейлеры, открывшие интернет-магазины, а лидеры российского онлайн-рынка активно занимаются развитием своей логистики, прежде всего складской".

Делать сейчас прогнозы, даже краткосрочные,— дело неблагодарное, уверены эксперты. "Клиенты желают работать с надежными, проверенными игроками федерального уровня. Поэтому мелкие экспресс-перевозчики будут стремиться развивать свою сеть до уровня федеральной. Но не у всех это получится, и некоторые игроки либо покинут рынок, либо будут поглощены. По-прежнему станет расти сегмент доставки заказов из интернет-магазинов, однако темпы станут существенно меньше, чем в 2012-2013 годах, около 25-35%. Пристальное внимание зарубежных интернет-магазинов к российскому рынку, уже сократившиеся сроки доставки и более привлекательные цены на товары будут способствовать переориентации покупателей на иностранные интернет-магазины, в частности eBay, AliExpress, Amazon,— рассказывает Евгений Данилик.— Достичь поставленных на 2014-2016 годы целей "Курьер сервис экспресс" планирует за счет развития филиальной сети и нового направления — доставки заказов из зарубежных интернет-магазинов. А также благодаря внедрению сервисов, оптимизации операционных затрат, инвестиций в развитие складской и ИТ-инфраструктуры".

Любопытно, что "Почта России" еще летом подписала соглашение с интернет-аукционом eBay. По нему с августа этого года российские покупатели аукциона получают свои товары, если посылка идет из Китая, всего за девять дней. Новую услугу назвали ePacket, и ее стоимость ниже, чем у аналогичных сервисов компаний экспресс-доставки. Чтобы процесс доставки укладывался в указанные сроки, eBay согласился предоставлять "Почте России" информацию о посылках, которые идут через интернет-аукцион, и о покупателях.

С падением курса рубля китайские товары скоро могут вытеснить европейские и американские на российском рынке, считают эксперты. Сократить сроки доставки посылок можно прежде всего за счет "зеленого света" на таможне. Его коммерческие операторы обеспечить себе не в состоянии, а "Почта России" — вполне.

"Это естественный момент, потому что почтовая конвенция может обеспечить ускоренную процедуру оформления посылок. Причем это касается как снижения затрат, так и таможенного оформления",— считает Леонид Шляпников, генеральный директор компании "Совтрансавтоэкспедиция".

Рынок электронной коммерции в России оценивается в $520 млн. С каждым годом растут именно поставки посылок из Китая. По прогнозам на 2015 год, рост составит 20%. Раньше посылки из этой страны шли к получателям около 15 дней. Благодаря сокращению сроков доставки до девяти дней и конкурентной цене "Почта России" может стать основным игроком на этом направлении.


Инна Романьоли, коммерческий директор Pony Express

Нестабильность экономики на Pony Express никак не отразилась, существенных изменений нет. Объемы отправлений крупнейших клиентов компании в первом полугодии демонстрировали уверенный рост. Незначительное сокращение объемов отправлений было у клиентов автомобильной отрасли. Компания продолжает работу на всей территории Украины, за исключением восточных регионов, и на новых российских территориях — в Крыму и Севастополе.

Для Pony Express дальнейшее развитие в странах СНГ, особенно в Казахстане, Белоруссии, Армении, является стратегическим. Создание Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), перспективы вступления в Таможенный союз Киргизии, Армении и Азербайджана — все это способствует выходу на малоосвоенные рынки, стимулирует развитие новых потоков, упрощает процессы таможенного оформления, ликвидирует законодательные барьеры.

Изменения, которые мы наблюдаем в экономической жизни страны, безусловно, окажут некоторое влияние на рынок экспресс-доставки. Мы ожидаем, что его рост во второй половине 2014 года замедлится и составит не более 10%. По итогам восьми месяцев этого года доля рынка Pony Express стабильна и составляет около 11%.

В планы компании в ближайшее время входит активное развитие логистики для сегмента e-commerce. Организация потоков из Китая и других стран Азии является приоритетным направлением развития трансграничной торговли. Мы уже реализовали много удачных логистических решений для e-commerce и уверены, что сможем быть одними из лучших в этом сегменте. Интернет-магазинам Pony Express предлагает уникальный продукт, включающий и фулфилмент, и дополнительные сервисы в части взаимодействия с клиентами.

В ближайшие месяцы планируется активное продвижение логистической услуги 3PL на базе современных систем управления складом и обработки грузов. Для этого компания запускает новый складской терминал класса А, расположенный на юге Москвы.

Основным фокусом компании по-прежнему является предоставление логистических услуг с самым высоким уровнем обслуживания. Уровень сервиса у нас достигает 95%.

Вся лента