"В каждом городе зачастую принимаются свои рекламные стандарты"

Большинство рекламных конструкций в России могут оказаться вне закона: правительство потребовало размещать наружку по нормам ГОСТа 2003 года, которые раньше носили рекомендательный характер. Властям лучше задуматься над принятием специального техрегламента, а не обращаться к устаревшим нормативам, считают эксперты.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

С российских улиц могут исчезнуть сотни тысяч рекламных конструкций. Правительство потребовало от муниципалитетов размещать рекламу строго по нормам ГОСТа 2003 года. Как стало известно "РБК daily", такое решение было принято на совещании у вице-премьера Игоря Шувалова. На встрече обсуждалась безопасность дорожного движения и влияние на него наружной рекламы. До настоящего момента госстандарт 2003 года носил рекомендательный характер. 11 лет назад, когда документ был принят, его нормы нарушали почти 90% наружной рекламы в стране. Сейчас процент так же велик, поскольку в условиях рынка требования ГОСТа избыточны, отметил директор аналитического агентства "Эспар-аналитик" Андрей Березкин.

"Эти требования содержатся в характеристике расстояний между краем проезжей части и конструкцией. Так вот для большинства городов эти расстояния просто неприемлемы, когда нет таких расстояний. Там же содержатся требования к арочной конструкции: не ближе 20 м от остановок ожидания общественного транспорта. Нормальной практикой везде в нашем мире является размещение рекламы непосредственно на остановках. Никому это не мешает. Весь объем рынка наружной рекламы составляет в России порядка 40 млрд руб. в год. Изменение правил ГОСТа приведет к потере если не всей суммы, то очень значительной ее части, речь идет о миллиардах рублей", — рассуждает Березкин.

По закону места под рекламные конструкции можно распределять только по итогам аукционов. В 2012-2013 гг. по всей России были организованы торги среди игроков рынка. Таким образом, в ближайшие десять лет наружная реклама принесет городам серьезные вливания в бюджет. Поэтому изменения в этой отрасли следует проводить осторожно, считает глава комитета по рекламе Торгово-промышленной палаты Московской области, гендиректор компании "Никэ" Роман Дубинин.

"На сегодняшний день, насколько я знаю, у ГАИ нет устойчивой статистики влияния наружной рекламы на безопасность движения. Это носит в основном субъективный характер. Нужно вырабатывать взвешенный подход, потому что за последние год-два массово произошли торги по размещению средств наружной рекламы. Например, только в Москве от размещения наружной рекламы город ожидает поступления порядка 100 млрд руб. за десять лет. Это ощутимая цифра для пополнения бюджета. Правительства муниципалитетов и крупнейших городов должны вырабатывать какой-то оптимальный подход по применению ГОСТа к размещению средств наружной рекламы", — отмечает Дубинин.

В 2007 году депутат-единоросс, бывший топ-менеджер оператора наружной рекламы Russ Outdoor Сергей Железняк внес в Госдуму свою версию техрегламента для рекламных конструкций. Однако его законопроект до сих пор так и не дошел до первого чтения. Властям следует задуматься о принятии этого документа, а не обращаться к ГОСТу 2003 года, сообщил президент Российской академии рекламы Владимир Филиппов.

"В каждом городе зачастую принимаются свои стандарты. Они, как правило, проводят опросы своих жителей, насколько их реклама беспокоит. Они определяют форматы в разных городах и странах по-разному. Где-то спокойно относятся к плотности размещения рекламы, где-то с большим пиететом. Как в Париже, например. В Америке более спокойно к этому относятся. В крупных западных городах есть серьезный регламент. У нас должен быть тоже. Над ним бьются уже не первый год, он окончательно не принят", — отмечает Филиппов.

В феврале 2015 года также вступит в силу техрегламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог". Документ будет регулировать, в том числе, и размещение рекламы вдоль проезжей части.

Вся лента