"Украина создает юридическую возможность для запрета транзита российских энергоресурсов"

Правительство Украины поддержало введение персональных санкций в отношении граждан России. Партнер консалтингового агентства "Внешняя политика", старший преподаватель кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО Андрей Сушенцов обсудил тему с ведущей "Коммерсантъ FM" Дарьей Полыгаевой.

Фото: Петр Шеломовский, Коммерсантъ

В сообщении на сайте украинского правительства говорится: "Кабинет министров Украины одобрил предложения к Совету нацбезопасности относительно применения персональных санкций… в военном, экономическом, энергетическом и информационном измерениях". Предложения правительства касаются, в частности, блокирования активов лиц, которые поддержали вооруженных противников киевских властей.

— Из перечисленных ограничений, которые предлагает ввести украинское правительство, что можно назвать серьезным?

— Я хотел бы отметить, прежде всего, что закон, который сейчас принят на Украине, не является законом прямого действия. Нужно совершить, как минимум, еще один шаг для того, чтобы меры, которые там указаны, были приведены в исполнение. В законе указано, какие органы или министерства могут выступать с предложением применить этот закон непосредственно. И конечное решение по каждому вопросу останется за президентом. Назначение этого закона состоит в том, чтобы практически создать юридическую основу для ограничения, как кажется Киеву, за счет угрожающих действий, не вводя при этом военное положение. Все те меры ограничительного характера, которые перечислены в этом законе, могли быть введены Киевом в одностороннем порядке, если бы он объявил военное положение, но нежелание откладывать ближайшие парламентские выборы вынуждает Киев идти на такие изобретения в виде этого самого закона.

— Вы отмечаете, что это пока только лишь предложение, но, тем не менее, предложение от правительства?

— Да, нельзя недооценивать сам факт появления такого закона. Другое дело, что каждый случай его применения будет обставляться, во-первых, довольно громко, во-вторых, потребует визы самого президента. И если санкции в отношении отдельных лиц и компаний России будут применяться, под каждым этим документом будет стоять подпись президента Петра Порошенко, и мы об этом с вами узнаем в первую очередь.

— Как вы считаете, насколько вероятно, что президент подпишет те или иные ограничения, и какие действительно возможны?

— Дело в том, что все будет зависеть от динамики внутри конфликта на Украине. В частности, военного противостояния между ополчением и вооруженными силами на востоке страны. На данный момент сохраняется хрупкое перемирие, хотя оно эпизодически нарушается, но масштабных военных действий стороны не ведут. Украина страхует свои риски. Самый для России болезненный вопрос о запрете на транзит, прекращении транзита энергоресурсов по территории Украины, это, конечно, шаг на грани самоубийства для украинской экономики. Поскольку он нанесет не только краткосрочный ущерб российским интересам, но и закроет для Украины любую возможность получать энергоресурсы в необходимом количестве. Но на этот шаг Киев может пойти только оказавшись в ситуации, безусловно, критической, и этот шаг, заведомо краткосрочный, будет рассчитан на то, чтобы привлечь к себе внимание европейцев в первую очередь. Прекратив поставки, Киев вынудит Европу энергично вмешаться в этот конфликт на стороне Киева или просто пытаться разблокировать новый шаг противостояния. И тем самым Киев посылает сигнал, что он в случае военной угрозы для себя будет вынужден совершать такие поступки.

— Но пока о запрете на транзит российских энергоресурсов, во всяком случае, в этом предложении правительства речи не идет?

— Создается юридическая возможность для осуществления такого шага, но пока этот шаг не делается. И более того, Киев окажется в ситуации, в которой вынужден будет находить общий язык с Россией: приближается отопительный сезон. И они храбрятся и делают вид, что эта зима им по силам, что они справятся самостоятельно путем реверса газа из Словакии. Но переиграть российское руководство и "Газпром" в этом смысле не удастся. Россияне препятствуют реверсу газа из Польши, сокращают поставки энергоресурсов в Европу. И фактически создают ситуацию, в которой у европейцев у самих не будет достаточного газа, чтобы реэкспортировать его на Украину назад или продавать свои объемы. И это, конечно, сужает возможность для маневра у Киева, и перспектива соглашений между Киевом и Москвой по газовому вопросу делается ближе таким образом.

Вся лента