Драгоценности с выдержкой
Ювелиры на парижской Biennale des Antiquaires
Выставка ювелирное искусство
В Гран-Пале проходит XXVII Биеннале антикваров, в которой принимают участие и 14 ювелирных домов, представляющих исторические драгоценности и новые коллекции haute joaillerie. Из Парижа — ЕКАТЕРИНА ИСТОМИНА.
Биеннале была организована Национальным синдикатом антикваров в 1956 году, а ювелирные дома появились здесь в 1964-м: с коллекциями выступил драгоценный цвет французской нации — дома Chaumet, Boucheron и Cartier. С тех давних пор число ювелирных участников менялось, как претерпевала изменения и сама биеннале. В начале 2000-х салон стал мероприятием именно модным. Во-первых, сценографию пространства стали доверять модным художникам — Кристиану Лакруа (2008), Жан-Мишелю Вильмотту (2010), Карлу Лагерфельду (2012) и, наконец, Жаку Гранжу (2014). Во-вторых, для ювелиров биеннале оказалась идеальной платформой, треком, где можно показать близость к миру изящных искусств и провести дебют свежих коллекций.
Дом Dior на своем стенде предложил выставку платьев, созданных в период работы самого Диора (1947-1957). Это крошечные копии, которые могут сгодиться для небольшой куклы. Вокруг антикварных платьев — манекены для новых драгоценностей линии Archi Dior, украшения которой (и самое дорогое из них — широкий бриллиантовый с изумрудами браслет, имитирующий плиссировку, продан в Азию за €2,6 млн) созданы дизайнером Виктуар де Кастельян как драгоценный комментарий к легендарному кутюру.
В Bvlgari отмечают 130 лет: на стенде дома, оформленном Питером Марино, показывают юбилейную линию MVSA и несколько старинных вещей. Среди них — колье-воротник и серьги 1988 года, с голубыми и желтыми сапфирами и жемчугом, изумрудный чокер 1989 года, дополненный кольцом, платиновый браслет с изумрудами, сапфирами, рубинами и бриллиантами (1960) из коллекции Элизабет Тейлор и ее же платиновое колье с изумрудами (1962, свадебный подарок от Ричарда Бартона).
Стенд Boucheron оформил японец Адзума Макото: выбор на него пал не случайно. Новая коллекция Reves d'Ailleurs, созданная Клер Шуан, предполагает путешествие по странам--заказчицам украшений Boucheron, среди которых — индустриальная Япония. "Национальные" драгоценности (в русском, японском, китайском, персидском стилях) аранжированы антикварными предметами. Это портсигар из горного хрусталя с ониксом, кораллами, платиной, перламутром и бриллиантами ("шинуазри",1927), бриллиантовая флористическая диадема (стиль Louis XVI, сделана для России в 1907-м), бриллиантовая брошь с платиновой змейкой, обнимающей гравированный квадратный жадеит (индийский стиль, 1934), золотой несессер с японским лаковым пейзажем (1921).
Chaumet, дом, который появился на биеннале одним из первых, потом покинул выставку и триумфально вернулся в 2012-м с коллекцией Place Vendome, 12, показал ювелирные этюды Клер Деве-Ракофф Lumieres d'Eau. Новая коллекция, смешивающая французский ампир с модерном, инспирирована исторической тиарой "Водопад" 1899 года. Успех Lumieres d'Eau — драгоценностей, которые хоть сегодня можно отправлять на выставку в Лувр (здесь и трудный в исполнении эффект "деграде" из цветных сапфиров, и масса исключительных камней), связан как раз с тем, что Деве-Ракофф следует фирменным кодам Chaumet.
Van Cleef & Arpels провел презентацию коллекции Peau d'Ane еще за три месяца до биеннале — в замке Шамбор на Луаре, построенном Франциском I для своей фаворитки графини де Тури. В Гран-Пале новые украшения дополнены антикварными вещами Van Cleef & Arpels, преимущественно 1950-1960-х годов, которые продемонстрировали помпезный неоклассический стиль марки и выдающиеся изумруды и желтые сапфиры.
И наконец, стенд Cartier, представивший раритетную Perle Royal (жемчужина весом в 166,18 грана инсталлирована в платиновую диадему), был по традиции богат на архивные вещи. Это и раскрывающиеся золотые часы с секретом на жемчужной подвеске, форма которых напоминает яйцо Фаберже (1907, созданы под влиянием парижской выставки "Фаберже" 1900 года), и первые "магические" часы (с корпусом из горного хрусталя, 1912), и музейного класса вещи в стиле "гирлянда" (1908-1910, бандо, подвеска и две броши в форме бантов — изобретения Луи Картье). На фоне всех ювелирных экспозиций дом Cartier остается главным классицистом: его искусство продолжать фирменные и национальные традиции неподражаемо, но достойно подражания.