Цена вопроса
Джон Дентон, управляющий партнер Corrs Chambers Westgarth, основатель СЕО-диалога Австралия--Китай
Эффективно зарабатывать на сырьевом буме в Китае не так сложно. Австралия, пожалуй, один из самых успешных примеров. ВВП страны рос на 3,6% в год за последние 15 лет, тогда как другие страны ОЭСР росли всего на 2,5%, во многом результат был достигнут благодаря спросу на ресурсы со стороны Китая, притом что горнодобывающая промышленность и связанные с нею сектора составляют менее 20% экономики Австралии, тогда как свыше 65% ВВП — это сектор услуг. С начала 2000-х страна долгое время была глобальным лидером по привлечению прямых иностранных инвестиций из КНР и лишь в 2013 году уступила эту позицию США. И китайцы довольны: на длительном временном горизонте выясняется, что вложения в Австралию были для них самыми успешными из вложений в развитые страны. Как это получилось и какие уроки могут извлечь другие страны, например Россия?
Прежде всего Китай и Австралия — взаимодополняющие экономики. В КНР есть растущий средний класс, большое количество инфраструктурных проектов, развитое производство. Поддержание темпов роста ВВП требует все больше минеральных ресурсов. В Австралии есть все, что нужно КНР,— уголь, металлы, нефть и газ. Надо адекватно видеть свои естественные преимущества и не стесняться их использовать.
Во-вторых, надо очень хорошо знать, как устроен Китай. Понимать, кто, как и почему принимает в КНР те или иные решения. Для этого вы должны быть хорошо представлены как минимум в Пекине, а в последнее время — и в ключевых регионах. Необходимо быть доступным, известным и понятным для людей, принимающих решения, демонстрировать им свое уважение, а также постоянную заинтересованность в развитии Китая. Кстати, владельцам бизнеса тоже полезно чаще появляться в КНР, чтобы поддерживать связи. Важны специальные механизмы для неформального общения владельцев крупных компаний, именно для этого мы создали в свое время СЕО-диалог между Китаем и Австралией.
Третья важная особенность — наличие в Австралии специальной Комиссии по оценке иностранных инвестиций (FIRB). Примечательно, что эта структура, созданная в 1976 году, состоит не из чиновников, а из шести уважаемых бизнесменов с первоклассной репутацией. FIRB рассматривает все заявки на покупку иностранцами активов стоимостью свыше $248 млн (для США, Новой Зеландии, Японии и Южной Кореи, с которыми у Австралии заключены соглашения о свободной торговле, порог превышает $1 млрд). Через нее также проходят заявки госкомпаний вне зависимости от суммы инвестиций. Комиссия не принимает решение, а лишь советует секретарю казначейства, но он обычно прислушивается к этому мнению. FIRB заботится о "национальных интересах", которые нигде четко не определены. Именно поэтому все иностранные инвесторы, в том числе китайские, стараются продемонстрировать комиссии и властям намерение четко соблюдать все австралийские законы и все взятые на себя обязательства.
Наконец, последнее важное слагаемое успеха — диверсификация. Как инвесторов в ваши недра, так и рынков сбыта для продукции. В Австралии эта диверсификация была достигнута естественным путем, а не с помощью какой-то особенно умной политики. У нас открытая экономика, поэтому иностранцы конкурируют за возможность купить тот или иной актив, а продавец ресурсов будет всегда хеджировать риски за счет расширения базы клиентов.