В ожидании реновации
Рынок демонтажа в этом году вряд ли покажет существенный рост. Для этого необходимы активные действия в части редевелопмента промышленных площадок, реновации устаревших кварталов и исторического центра. Игроки ждут от властей решения этих вопросов и диверсифицируют бизнес.
В Петербурге ежегодно строятся миллионы квадратных метров жилья, коммерческих и промышленных площадей, дорог и социальных объектов. Демонтаж — неотъемлемая часть работ в половине случаев. "В Петербурге всегда идут демонтажные работы, постепенно сносятся отслужившие свой срок строения", — констатирует генеральный директор группы компаний "КрашМаш" Виктор Казаков.
Однако в настоящее время, по оценкам специалистов, емкость рынка демонтажа Санкт-Петербурга не превышает 700 млн рублей. К слову, три года назад рынок оценивался в 1,5 млрд рублей.
Определенная стагнация, которая присутствует на рынке, обусловлена низкой активностью городских властей в части перевода промышленных предприятий за городскую черту, редевелопмента депрессивных зон, реновации устаревших кварталов и реконструкцией центра города. "Именно эти направления могут стать толчком, который "подбросит" рынок вверх. Если власти все же начнут предпринимать активные действия в части развития депрессивных заводских территорий и реновации кварталов, это обеспечит рост рынка демонтажа на 200 и более процентов, — говорит управляющий директор строительной фирмы "Ирон" Максим Рот. — Вопрос только в сроках. Пока дальше разговоров дело не идет. И не думаю, что ситуация кардинальным образом измениться в этом отношении в ближайшие год-два. Понятно, что процесс преобразования городских территорий не будет носить мгновенный лавинообразный характер, но даже небольшой активности в этом направлении будет достаточно для повышения активности на демонтажном рынке".
С ним согласен генеральный директор группы компаний "КрашМаш" Виктор Казаков. Он также говорит о том, что импульсом для развития демонтажного рынка являются многочисленные проекты по реновации городских территорий под строительство жилой недвижимости и развитие социальных инфраструктур. Кроме того, активное развитие рынку демонтажа (как в целом по стране, так и в Петербурге) дает сегодня процесс модернизации промышленности. "В последнее время на рынке Петербурга стратегически важным для группы компаний "КрашМаш" является сотрудничество с компанией "СПб Реновация", которая в течение последних нескольких лет разворачивает свою масштабную программу по реновации городских территорий. "КрашМаш" проводит снос аварийного и ветхого жилья в разных районах города", — признается Виктор Казаков.
По прогнозам специалистов, высоких темпов роста рынка ожидать не стоит. Максимальное повышение, на которое могут рассчитывать петербургские участники рынка, может составить 5%.
Центральный ресурс
В Петербурге существенный потенциал для развития отрасли демонтажа кроется в проектах в историческом центре. "Некоторые объекты в центральной части города изношены не менее чем на 70 процентов. Более того, по самым минимальным оценкам треть домов постройки до 1917 года находятся в состоянии аварийности. Уже всем ясно, что некоторые здания в таком плачевном состоянии, что говорить о необходимости и технологической возможности восстановления всех исторических зданий просто невозможно", — отмечает вице-президент компании Springald Виталий Никифоровский.
И сокращение рынка демонтажа три года, по мнению господина Никифоровского, произошло как раз из-за политики властей в отношении исторического центра. Однако для его компании проекты в историческом центре открыли ресурс для развития. В результате последние два года Springald лидирует по количеству выполненных проектов в историческом центре города.
Работая на стройках в историческом центре, демонтажники все время сталкиваются с сопротивлением со стороны градозащитного сообщества. Хотя, как утверждает Виталий Никифоровский, в настоящее время вероятность несанкционированного сноса, о котором все время говорят представители градозащитного сообщества, минимальна. "Все забывают, что чаще всего демонтажная компания выступает производителем работ. И, кстати, за исключением единичных случаев, к демонтажу у девелопера проекта есть все необходимые документы. За десять лет, за исключением одного инцидента, я не помню ни одного снесенного здания без разрешительных документов", — утверждает господин Никифоровский.
Больше, чем демонтаж
В ожидании активности городских властей в отношении "промки" и проектов реновации демонтажники расширяют перечень своих услуг. Это приводит к тому, что лидеры рынка перестают быть только демонтажными компаниями, предоставляя более широкий перечень работ. Максим Рот в числе перспективных направлений для диверсификации называет работы нулевого цикла и общестроительные услуги. "Лидеры демонтажной отрасли уже предлагают гораздо больше, чем просто демонтаж", — констатирует он.
О развитии новых направлений говорит и господин Никифоровский из Springald. "Мы начали развивать новые направления некоторое время назад. Прошлый год прошел под девизом диверсификации бизнеса. Так, мы вышли на рынок работ по реконструкции с проектом "Красные бани". Мы намерены продолжить осваивать новые направления деятельности. Сейчас планируем дальнейшее развитие промышленного проектирования, запуск направления "строительство". Кроме того, готовимся к реализации гидростроительных проектов", — рассказывает Виталий Никифоровский.
Новичков не будет
В настоящее время на петербургском рынке демонтажа работает десяток крупных компаний. По словам самих участников рынка, ключевые игроки "знают друг друга в лицо". "Не думаю, что в ближайшем будущем на рынке появится новый игрок, который сможет существенно изменить расстановку сил", — говорит Максим Рот. Виталий Никифоровский указывает на то, что новые компании все время появляются. Их открывают менеджеры, которые ранее работали в крупных компаниях. Однако несмотря на имеющийся у них опыт работы, качество услуг не всегда отвечает требованиям рынка. "Известны случаи недобросовестной конкуренции, в том числе с применением демпинга, и некачественного выполнения работ. Как показывает практика, далеко не все могут оказывать комплексные услуги. Даже тех, кто способен оформить всю необходимую документацию, можно пересчитать по пальцам. Притом, что называют себя демонтажными компаниями в Петербурге сотни организаций. Оформление документов на демонтаж — это очень важный этап работ, но 95 процентов компаний на рынке этим не занимаются", — сетует Виталий Никифоровский.