Электрокары едут мимо
Отечественные автомобилисты не стремятся к "зеленым" машинам. Мешает не только отсутствие инфраструктуры, но и ментальные особенности. Обеспеченные россияне предпочитают дорогим электрокарам более мощные автомобили с большим расходом топлива.
В апреле этого года было официально объявлено о закрытии проекта Михаила Прохорова "Е-мобиль", который был объявлен еще в 2010 году. Компания "Е-Инжиниринг", которая занимается проектированием "Е-мобиля", передала ФГУП НАМИ всю конструкторскую документацию и исключительные права на ноу-хау по разработке кузова и шасси автомобиля. Символическая сумма сделки составила €1. В компании Михаила Прохорова ОНЭКСИМ отметили, что решение передать наработки государству связано с тем, что на фоне падающего спроса эффективность проекта стала неочевидной.
Без последствий
Эксперт аналитической группы информационного агентства "Крединформ" Оксана Андрейченко полагает, что сворачивание проекта вряд ли нанесло серьезный урон по имиджу электромобилей, а вот без того неидеальной репутации российского автопрома был причинен серьезный ущерб. Директор аналитического агентства "Auto-Dealer- СПб" Михаил Чаплыгин отмечает, что проект так и не дорос до конкретного воплощения. "Мы не увидели и не почувствовали эти машины на улицах городов, поэтому никаких серьезных отрицательных последствий на рынке не будет. Тем более что его концепция заметно отличается от нынешних электромобилей, которые можно увидеть в нашей стране", — говорит эксперт.
Управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров полагает, что сворачивание проекта "Е-мобилей" на самом деле послужило важным сигналом к тому, что российский рынок просто не готов к масштабным продажам электромобилей. Амбициозный проект умер, не родившись, и причин тому довольно много: во-первых, в России попросту отсутствует инфраструктура, позволяющая использовать частный автотранспорт на электротяге не только на дальних расстояниях, но даже в городах-миллионниках. В Москве мизерной сетью зарядных станций обладает компания Revolta (около 30) и МОЭСК (около 50). В Петербурге инфраструктура существует номинально, говорит господин Ковжаров. "Несмотря на смелые планы, развивать сети сегодня просто невыгодно, поскольку количество электромобилей в России оценивается считаными сотнями (400-450 единиц). С другой стороны, именно отсутствие инфраструктуры является одним из главных препятствий на пути к развитию рынка электромобилей. В Европе и США развитием сетей станций занимаются в том числе и компании-производители электрокаров, но Россия для них пока не является хоть сколько-нибудь привлекательным рынком", — говорит эксперт.
Из чего выбрать
Сегодня рынок электрокаров в России находится в начальной стадии своего развития, констатирует Михаил Чаплыгин. Для физлиц до 2014 года была доступна лишь одна модель, тогда как юридические лица для имиджевых целей закупают целый ряд различных электромобилей как легкогрузового, так и легкового типа.
Через дилерские сети в России продаются лишь две модели электрокаров: Mitsubishi i-Miev и с февраля 2014 года — Lada ElLada. Объем продаж i-Miev в 2013 году вырос более чем в два раза и достиг 113 автомобилей. Что касается Lada ElLada, то по итогам прошлого года было продано 13 подобных машин. Скорее всего, это были продажи корпоративным клиентам, говорит Михаил Чаплыгин. Также, по данным "Auto-Dealer-СПб", в прошлом году в России было продано шесть гибридных внедорожников Mitsubishi Outlander PHEV, хотя официальный старт реализации этой модели запланирован на нынешний год. Кроме того, ФГУП "Почта России" подписало с Renault договор об использовании в течение трех лет в тестовом режиме десяти электромобилей Kangoo Z.E. и двух Twizy в пяти городах России.
Оксана Андрейченко отмечает, что в текущем году у подмосковного дилера "Дамер" появился в продаже китайский E-Car GD04B. Полуофициально (под заказ) продается Nissan Leaf. Таким образом, можно говорить о слаборазвитой системе продаж электромобилей через дилерские сети.
Без подзарядки
Не так давно стартовала всероссийская программа развития инфраструктуры для электротранспорта, целью которой является создание необходимых условий для внедрения всех видов электротранспорта на территории России, говорит эксперт. В рамках данной программы предполагается пилотное внедрение всех наработок по созданию инфраструктуры сначала в ключевых регионах, а затем и в масштабе всей страны. Программа будет осуществляться на базе Федеральной сетевой компании (ОАО "ФСК ЕЭС"), созданной для управления единой национальной электрической сетью. Можно выделить два приоритетных направления данной программы: создание электрического общественного транспорта и создание зарядной инфраструктуры для корпоративных автопарков.
Особое место в программе развития инфраструктуры для электротранспорта отводится Москве и Московской области, где планируется установить 2260 зарядных станций, включая 310 комплектов экспресс-зарядки.
В текущем году "Россети" предложили внести поправки в Федеральный закон N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", направленные на развитие зарядной инфраструктуры. В частности, "Россети" просят определить зарядку электромобиля как услугу, а не как поставку электроэнергии, чтобы иметь право работать на данном рынке, рассказывает госпожа Андрейченко.
Она напоминает, что власти Москвы также разрешили владельцам электромобилей бесплатно парковать свои транспортные средства в пределах Бульварного кольца, то есть в зоне платной парковки. В настоящее время компанией "Револьта" на территории Москвы и Московской области установлено 28 зарядных станций, 25 из которых — зарядные станции переменного тока и три станции экспресс-зарядки постоянного тока. Станции установлены на объектах ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" и партнеров проекта. Часть зарядных станций доступна публично, в том числе и станции экспресс-зарядки.
"В Петербурге попытки создания зарядных станций провалились из-за высоких цен на подключение к электросетям. Еще в июле 2011 года компания "Вектор МП Групп" планировала запустить в Северной столице десять станций подзарядки, расположенных вблизи крупных сетевых магазинов "Мега", "О'Кей", "Лента", владельцы которых по своему усмотрению устанавливали завышенные тарифы на пользование электроэнергией. Таким образом, экономичнее оказалось заряжать электрокар от бытовой розетки, чем переплачивать на специальной станции", — говорит Оксана Андрейченко.
"Револьта" собирается вложить 16 млн рублей на строительство в Петербурге 40 станций под собственным брендом. А по всей стране компания планирует установить 2 тыс. электрозаправок стоимостью 1,5 млрд рублей. Идут переговоры по строительству станций в Казани, Набережных Челнах, Сочи, Краснодаре, Новосибирске и Екатеринбурге.
"Именно отсутствие инфраструктуры сдерживает продажи электромобилей в Петербурге. Покупателей даже больше отпугивает невозможность быстро зарядить аккумулятор, нежели высокая цена на электрокары", — полагает эксперт.
В чем проблема
Сергей Ковжаров полагает, что ключевая проблема рынка электроавтомобилей в России — очень высокая цена. К примеру, упомянутый i-Miev в 2013 году стоил примерно столько же, сколько флагманский внедорожник Mitsubishi Pagero в базовой комплектации, притом, что это компакт-кар. С февраля обнулились пошлины на электромобили, что позволило значительно снизить стоимость, однако при наличии утилизационного сбора, комиссии дилеров, издержек на транспортировку, даже в минимальной комплектации стоимость нового электрокара самых ходовых в Европе моделей (Nissan Leaf, Mitsubishi i-Miev, Chevrolet Spark EV) не ниже 1-1,2 млн рублей.
"Впрочем, даже если государству удастся создать привлекательные условия для выхода на российских рынок новых для него производителей, изменить отношение россиян к ним вряд ли удастся. В отличие от жителей Европы, россияне не относятся с большим уважением к компакт-карам, в этом мы больше похожи на американцев. В ситуации выбора между "паркетным" внедорожником и электрокаром, равная цена скорее сыграет на руку именно первому варианту, поскольку иногда проще потратить лишние деньги на дорогой бензин или дизель, нежели время на поиск станции и зарядку аккумуляторов", — рассуждает господин Ковжаров.
На выбор в пользу электрокара обязательно будет влиять состояние дорог, полагает Михаил Чаплыгин. "Учитывая слабую подвеску некоторых автомобилей, прокатиться на них по плохим дорогам будет очень проблематично и, скорее всего, это потребует ремонта", — говорит эксперт.
Что касается экономичности таких авто, то цифры говорят следующее. При среднем дневном пробеге в 70 км ночная зарядка электромобиля требует 10 кВт ч. Таким образом, в Москве на зарядку автомобиля понадобится 9,7 руб. при ночном тарифе 0,97 руб./кВт ч, в Петербурге — 20,6 руб. при ночном тарифе 2,06 руб./ кВт ч. В свою очередь, на заправку традиционного автомобиля с бензиновым двигателем, например Lada Granta, для пробега в 70 км при смешанном цикле понадобится 5,1 л топлива. При средней цене бензина Аи-95 в Москве 32,55 руб. за литр стоимость пробега 70 км составит 166,33 руб., в Петербурге — 164, 29 руб. (литр стоит 32,15 руб.).
Однако многие эксперты сходятся во мнении, что использование электромобиля не только не экономичнее, но и намного дороже в обслуживании. "Трехлетний Nissan Leaf в конечном итоге обойдется в $38 тыс., в то время как на VW Golf Blue Motion 1,6 TDI можно потратить $30 тыс. В сумму были включены расходы на трехлетнюю амортизацию, страховку, обслуживание и стоимость топлива. Стоит отметить, что подобное исследование было проведено на основании данных по Великобритании", — говорит госпожа Андрейченко.
Однако власти намерены стимулировать спрос на электромобили путем снижения цены на транспортные средства. В конце прошлого года Евразийская экономическая комиссия одобрила временное обнуление ввозной пошлины на электрокары для стран Таможенного союза. Решение вступило в силу в феврале текущего года и будет действовать до 31 декабря 2015 года. Ранее размер пошлины составлял 19%.
Ведущий аналитик агентства "Автостат" Азат Тимерханов отмечает, что в Японии, США и ряде европейских стран покупатели экологически чистых автомобилей получают налоговые и прочие послабления. "У нас же в стране подобного пока нет. К тому же нельзя забывать, что большая часть территории России имеет холодный климат, что серьезно ухудшает возможность эксплуатации электрокаров", — говорит эксперт.
Как в Европе
В Европе выбор электрокаров куда больше — в продаже около 20 различных моделей. Несомненными лидерами по объему продаж выступают Nissan Leaf и Renault Zoe, которые на двоих занимают около 30% рынка, говорит Михаил Чаплыгин. По итогам прошлого года на континенте было реализовано около 68 тыс. электрокаров, а десять моделей превысили объемы продаж в 2 тыс. штук.
"Популярность электрокаров в Европе обусловлена, в том числе, преференциями, которые предоставляют региональные правительства покупателям. Это налоговые льготы, бесплатные зарядные станции, возможность перемещаться по выделенным полосам для общественного транспорта. Правда, последняя идея уже приводит к отрицательным последствиям. Например, водители автобусов в Норвегии выражают откровенное недовольство тем, что электрокары мешают своевременному прибытию общественного транспорта на остановки", — рассказывает господин Чаплыгин.
Оксана Андрейченко говорит, что наибольший потребительский спрос на электромобили отмечается в Норвегии, где в сентябре 2013 года электромобиль Tesla S стал самым продаваемым автомобилем с рыночной долей 5,1%. Популярность электромобилей в Норвегии во многом обусловлена поддержкой со стороны государства. В тройку лидеров по продажам электромобилей по итогам 2013 года, помимо Норвегии, также попали Нидерланды и Франция. Однако, несмотря на положительную динамику рынка электромобилей, его доля в мировом авторынке очень мала, говорит эксперт. По самым оптимистичным оценкам экспертов, к 2020 году совокупный объем продаж гибридов и электромобилей достигнет 3,3 млн штук, что будет соответствовать лишь 3,3% мирового авторынка.
Низкая популярность электрокаров в России объясняется не только отсутствием инфраструктуры и налоговых льгот для их владельцев, но и консервативным взглядом населения на автомобили. Немногие россияне озабочены сохранением окружающей среды, полагают эксперты.
"Обеспеченные россияне предпочитают достаточно дорогим электрокарам более мощные автомобили с большим расходом топлива. Однако существуют и другие причины, носящие более практический характер. Так, потенциальному владельцу электромобиля хорошо было бы иметь собственный гараж с розеткой. В России таких сооружений немного, к тому же у населения нет уверенности в том, что уже существующие гаражи не снесут в массовом порядке", — рассуждает госпожа Андрейченко.