"Классическим авиакомпаниям все сложнее выживать на рынке авиаперевозок"

Пилоты авиакомпании Air France начали в понедельник недельную забастовку. Из-за нее перевозчик вынужден отменить более половины рейсов, в том числе и в Россию. Профсоюз пилотов пытается помешать процессу реструктуризации компании. Эксперты уверены, что забастовка не нарушит намерений руководства, а только ухудшит и без того сложную ситуацию на европейском авиарынке.

Фото: Eric Gaillard, Reuters

Air France в понедельник отменяет почти половину рейсов из-за забастовки пилотов. Как ожидается, она будет продолжаться всю неделю. Она станет самой длинной за последние 16 лет. Профсоюз пилотов пытается помешать Air France реализовать план по сокращению расходов. Он, среди прочего, включает в себя передачу ряда маршрутов компании Transavia, которая входит в холдинг Air France-KLM Group.

К 2020 году Air France-KLM намерена создать транспортную группу, сфокусированную на дальних авиаперевозках. Также планируется усилить присутствие в сфере бюджетных перевозок в Европе. Помимо этого, в Air France-KLM намерены серьезно сократить операции в сфере грузоперевозок. К 2016 году авиакомпания собирается урезать флот грузовых самолетов с 14 до пяти. После этого грузы будут перевозиться на пассажирских самолетах. В компании рассчитывают, что все эти меры позволят сокращать расходы примерно на 1,5% ежегодно.

По словам главы Air France Фредерика Гаже, из-за забастовки компания будет терять от €10 до €15 млн ежедневно. При этом глава бастующего профсоюза пилотов Жан-Луи Барбе предупредил, что во вторник и среду число участников забастовки может увеличиться за счет тех пилотов, которые еще не приняли решения об участии в акции протеста.

Все же забастовка вряд ли изменит планы авиакомпании, считает главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий.

"Смысл забастовки, конечно, понятен, но результатов это никаких не даст. Компания планирует какое-то свое экономическое оздоровление, а забастовки не ведут к экономическому оздоровлению. Та часть перевозок, которая у них убыточна, они выведут в эту компанию Transavia, собственно, против чего трудовой коллектив и бастует. Договор будет заключаться на других условиях. В каком-то смысле повторяется то, через что прошли в течение нескольких лет американские авиакомпании. Там тоже была череда реструктуризаций, банкротств. Они провели очень жесткую реструктуризацию. Сейчас процесс докатился и до Европы", — пояснил Синицкий "Коммерсантъ FM".

Забастовка пилотов Air France напрямую связана с системным кризисом большинства крупных европейских авиакомпаний, считает главный редактор портала Avia.ru, эксперт комитета по транспорту Госдумы Роман Гусаров.

"Забастовки работников авиационной отрасли в Европе не редкость, но ситуация, которая сейчас на европейском рынке авиаперевозок, отчасти несколько уникальна. В Европе рынок авиаперевозок стагнирует. Достаточно существенную роль стали играть авиакомпании-дискаунтеры. Они все больше и больше оттягивают на себя пассажиров, привлекая низкими тарифами. Классическим авиакомпаниям, таким как Lufthansa и Air France, все сложнее выживать на рынке авиаперевозок. К сожалению, данная тенденция характерна не только для Европы, но и для России. Сейчас явно намечается спад темпов роста авиаперевозок", — отметил Гусаров.

В связи с забастовкой оказались отменены и некоторые российские рейсы Air France. В понедельник из Шереметьево не состоятся сразу несколько вылетов в парижский аэропорт Шарля де Голля.

Евгений Снегов

Вся лента