Надежду Савченко не взяли на обмен

Обвиняемую в убийстве журналистов отправят к психиатрам

Воронежский облсуд вчера оставил под стражей до 30 октября лейтенанта ВВС Украины Надежду Савченко. СКР считает ее пособницей в убийстве журналистов ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина. Адвокаты два дня зачитывали материалы дела, пытаясь аргументировать, что в них нет доказательств вины подсудимой. Суд не счел доводы защиты убедительными.

Летчица Надежда Савченко

Фото: РИА НОВОСТИ

На вчерашнее заседание в Воронеж приехал только один из трех адвокатов Надежды Савченко — Илья Новиков. Он продолжил зачитывать оставшиеся после заседания 12 сентября доказательства, имеющиеся в деле. Господин Новиков огласил протокол второго допроса Надежды Савченко как свидетеля. Тогда она утверждала, что в ночь на 24 июня, то есть через неделю после пленения ополченцами, неизвестные отвезли ее "с мешком на голове" к российским силовикам, "как я поняла, пограничникам". Из протокола допроса также следовало, что Надежда Савченко не имеет военной специальности, связанной с работой артиллерийских расчетов. Кроме навыков штурмана вертолета Ми-24, она также могла управлять самолетом Су-24, но не летала на этой машине. Во время службы в Ираке летчица переквалифицировалась в мотострелка, но и тогда, если верить ее показаниям, не работала корректировщицей и "делать это не умеет". По версии следствия, напомним, госпожа Савченко навела огонь минометчиков на российских журналистов по телефону.

Затем Илья Новиков зачитал показания украинского солдата Тараса Синяговского, попавшего в плен к луганским ополченцам вместе с Надеждой Савченко. Он утверждал, что, будучи в плену, давал важные для следствия показания против обвиняемой "не добровольно". После того как 28 июня его по обмену вернули к своим, господин Синяговский отказался от сказанного ополченцам. Адвокат Новиков настаивал на том, что ополченцы допрашивали солдата с нарушением "всех возможных процессуальных норм". Сама Надежда Савченко давала показания только как свидетель. Став подозреваемой, а 9 июля — обвиняемой, она неизменно отказывалась беседовать со следствием под протокол. Илья Новиков попросил суд отпустить обвиняемую под залог в размере 1 млн руб. Гособвинитель Евгений Бутырин попросил оставить решение Советского райсуда Воронежа о продлении ареста до 30 октября без изменений. По его ходатайству суд приобщил к материалам дела решение СКР об отказе в возбуждении уголовного дела по факту похищения обвиняемой с территории Украины. По его словам, в случае освобождения Надежду Савченко в России "ничего не удержит", а граница с Украиной в силу того, что "мы — братские народы", надежно не обустроена и незаметно пересечь ее просто. "Укрепляйте кордоны!" — иронично парировала Надежда Савченко по видеосвязи. В результате суд оставил решение первой инстанции без изменений.

"На другой исход мы и не рассчитывали",— сказал адвокат Новиков. Он не особенно рассчитывает и на возможность обмена Надежды Савченко в рамках минских соглашений. "Этот вариант на моей памяти обсуждают уже в пятый раз. Вряд ли его реализация в большой степени зависит от нас. Следователь в любой момент, как возбуждал, может прекратить уголовное дело и отпустить Савченко на родину",— пояснил господин Новиков. Он сообщил, что не планирует обжаловать решение воронежского облсуда. "Мы собираем материалы для иска в ЕСПЧ. Кроме того, обжалуем назначение Савченко стационарной судебно-психиатрической экспертизы в Москве",— пояснил он. Уже в ближайшее время обвиняемую отправят в столицу, где она пройдет экспертизу.

Всеволод Инютин, Воронеж

Вся лента