"Верса" должна стать последним туроператором, который обанкротится"
Компания "Верса", входящая в число крупнейших туроператоров Санкт-Петербурга, приостановила свою деятельность. Клиенты компании уже сообщают в "Турпомощь" о проблемах с оплатой отелей. Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин рассказал "Коммерсантъ FM" о ситуации на российском туристическом рынке.
— Я считаю, что кризисный момент уже заканчивается, основной рубикон пройден. Совершенно понятно, что из 15 компаний, которые ушли с рынка, по четырем пришлось вмешаться "Турпомощи ". Основное — это долги либо прошлых лет, либо во взаимоотношениях с авиаперевозчиками, то есть это спровоцировано прошлыми задолженностями, неправильным планированием на летний сезон. Коль скоро он уже заканчивается, я думаю, что это уже последние отзвуки того кризиса, который показал нам летний сезон.
"Верса" должна стать последним туроператором, который обанкротится, может быть, предпоследним. Если бы они все-таки выдержали во взаимоотношениях с авиаперевозчиком и раньше, пошли бы на то, что только возврат туристов, и только билет туда-обратно, я думаю, было бы гораздо меньше ущерба.
Это касается не только "Версы", но и других операторов, потому что основная проблема — это, конечно, то, что продавался билет в один конец, а иногда, когда даже были долги, он продавался более активно, тем самым усугубляя кризис.
На сегодня удалось это разрешить, и авиаперевозчики пошли на то, что только билет туда-обратно, и в ближайшее время, я думаю, это будет зафиксировано законодательно. Это на 30-40% снизит риски и, естественно, распределит ответственность между туроператорами и авиаперевозчиками.
Снижение сезона, более или менее мониторинг и регулирование этой ситуации со стороны Ростуризма, я думаю, напряженность снимет, и в зимний сезон мы войдем уже более оптимистично.
Те изменения, которые сегодня готовятся, помогут во многом обеспечить защиту потребителя, повысить индивидуальную ответственность оператора. Тогда он менее рискованно будет идти во все тяжкие, как сегодня это происходит, и тогда будет понимать, что ему придется отвечать только своим залогом, поручительством, имуществом, а не только коллективным фондом, который находится в "Турпомощи ".
Тренд на индивидуальную ответственность, я думаю, повысит ответственность и операторов, и перевозчиков, и турагентов.
Те проблемы, которые сегодня есть, они, скорее, эволюционного характера роста рынка, хотя много можно было избежать, если бы не накапливались дебиторские задолженности, не копились задолженности по кредитам. Но это отражение общеэкономических проблем, которые есть.
В понедельник состоялось заседание комитета Торгово-промышленной палаты, которую я возглавляю. Там уже и расширенное правление РСТ, и комиссия РСПП. Мы рассматривали те законодательные инициативы, которые есть, и в целом ситуацию на рынке. Большинство согласилось с тем, что это системная, безусловно, проблема, но мы о ней говорили уже лет семь тому назад, о взаимоотношении туроператора с авиаперевозчиком. Она не разрешалась, и буквально прошлись по всем тем, кто ушел с рынка. Большинство из них — это долги прошлых лет либо накопленные дебиторские задолженности перед авиаперевозчиком, а в конечном итоге расплатились за это потребители и фонд "Турпомощь".
Безусловно, этого нельзя допускать и можно регулировать, думаю, что ситуация будет стабилизироваться. В понедельник была сказана достаточно жесткая вещь, что все-таки ни один оператор не был привлечен к ответственности в прошлом, поэтому сегодня мы не говорим, что надо всех распинать, но, если будет каждый понимать, что если он свои проблемы будет перекладывать на турбизнес, на "Турпомощь", то ему придется держать ответ и полностью говорить о своих проблемах, в том числе перед Следственным комитетом. Думаю, это тоже повысит ответственность. Сегодня по всем уходам с рынка возбуждены дела, ведется следствие, раньше этого не происходило.