Львов стал немного юго-восточнее
На Западной Украине появился спрос на умеренных политиков
После того как все основные политические силы Украины сформировали и обнародовали свои партийные списки на парламентских выборах 26 октября, избирательная кампания вступила в решающую фазу. О том, как она проходит во Львове, который считается оплотом украинского патриотизма и национального духа, наблюдала корреспондент "Ъ" ЯНИНА СОКОЛОВСКАЯ.
Во Львове сегодня практически не увидишь предвыборной агитации. Билборды размещает только партия "Батькивщина", хотя ее лидер Юлия Тимошенко не так давно выступала с инициативой отправить рекламные деньги в зону "антитеррористической операции" (АТО). События в этой зоне сейчас главная тема разговоров во Львове, уже успевшем похоронить более ста человек, не вернувшихся с "восточной войны".
— За погибших солдат мы молимся на мемориальном Лычаковском кладбище, где раньше были похоронены жертвы украинско-польских боев во время Второй мировой,— рассказывает "Ъ" глава Львовской и Галицкой епархии Украинской православной церкви Московского патриархата епископ Филарет.
Несмотря на формальную принадлежность к Московскому патриархату, вход в его храм окружен решеткой со стилизованными трезубцами — гербовым украинским символом. Владыка говорит, что его прихожане выберут во власть тех, кто готов прекратить войну на востоке путем переговоров, потому что "преступно думать, что в XXI веке в войне можно победить, в современных войнах победителей не бывает".
С начала АТО все российские товары, в том числе и книги, во львовских магазинах маркируются табличками "Сделано в РФ". Людям предоставляется выбор — покупать их либо игнорировать. А на недавно прошедшем Международном форуме издателей, крупнейшем событии в культурной жизни Украины, российская панель вообще была отменена.
Еще одна примета нынешних дней: Львов, раньше не любивший наряжаться в разноцветные вышиванки и признававший разве что панские, шитые белыми нитками по белому полотну, стал носить эту исконную одежду. Она сегодня — символ патриотизма.
Львов готовится к тяжелому зимнему выживанию.
— Мы запасаемся углем и дровами, ремонтируем в наших домах изразцовые австрийские печи,— рассказывает мне львовская журналистка Лариса.
Власти города успокаивают граждан весьма оригинальным способом. Прямо у ратуши они развернули прозрачный шатер, внутри которого люди в красной форме с белыми крестами учат оказанию первой медицинской помощи. Мэр Львова Андрей Садовый объявил об открытии для горожан тиров, где их научат стрелять. Кроме того, власти оборудовали 173 оставшихся с советских времен бомбоубежища по последнему слову гражданской обороны. А коммунальщики расклеили по городу листовки с указанием, что делать и куда бежать, если город начнут бомбить.
— Мы читаем все это и не верим своим глазам,— говорит "Ъ" львовская бизнес-пани Ирина.
Ее предприятие занимается привлечением западных инвестиций в агросектор Галичины. Ирина рассказывает, что, несмотря на АТО, деньги в регион продолжают идти, на полях Галичины работают шведы и голландцы, строят теплицы.
— Я уверена, что уже этой зимой инвесторы обеспечат город овощами, и они от нас не уйдут, и война сюда не дойдет,— убеждает Ирина не столько даже меня, сколько саму себя.
Скептически она настроена только в отношении сближения Украины и ЕС.
— Наши фермеры против ассоциации. Наша продукция не выдержит европейских стандартов. Мы не поддерживаем европейские инициативы президента и за "Блок Петра Порошенко" голосовать не будем,— уверяет Ирина.
Львовские кофейни, показатель благополучия горожан, сейчас наполнены туристами, а не местными жителями. То, что раньше львовяне тратили на "каву с тистечком", теперь идет на нужды беженцев и госпиталей.
— Поверив в обещанный Петром Порошенко мир и проголосовав за него на президентских выборах, наш город ошибся,— вздыхает Валентина, актриса Львовского драматического театра.— Сейчас голосовать нам, по сути, не за кого. Мы точно не поддержим "Свободу", потому что она опозорилась, пытаясь подмять под себя львовский майдан. "Правый сектор" — это не наши люди. Наверное, многие все-таки по привычке проголосуют за "Батькивщину", а многие вообще на выборы не пойдут.
— Львовяне разделят свои симпатии между "Блоком Петра Порошенко", "Народным фронтом" Арсения Яценюка и "Батькивщиной",— предсказывает "Ъ" политолог, издатель Тарас Возняк.
По его мнению, за "Свободу" люди на этот раз голосовать не станут, так как эта партия оказалась замешана в огромном количестве скандалов. Тарас Возняк считает, что "Свобода", потеряв свой львовский бастион, может вообще не пройти в Верховную раду, что в значительной степени облегчит жизнь Петру Порошенко.
Львов сейчас впервые за долгое время настроился на понимание "людей с юга и востока".
— Нам долго навязывали стереотип, что русскоязычные жители не патриоты нашей страны. Но сейчас, когда я слышу, как люди из Донбасса по-русски озвучивают мои мысли, я понимаю, что они для меня близкие и родные. Пусть теперь Ирина Фарион из "Свободы" только попробует сказать, что русские дети не наши,— говорит "Ъ" Ирина Ключковская, директор Международного института образования, культуры и связей с диаспорой.
Ирина уверена: в сложное для страны время радикалы-националисты не прошли экзамен на зрелость и потеряли симпатии людей.
Львов, привыкший проводить жизнь за чашкой кофе, сейчас вынужденно переходит к активным действиям — дежурству в госпиталях, помощи семьям тех, кто воюет на востоке, приему беженцев.
— Мы перестали надеяться на помощь извне, хотя сейчас под Львовом, на Яворовском полигоне, и проходят международные военные учения Rapid Trident. Мы поняли, что в своей хате своя правда, что воевать за нас никто не будет. А еще мы поняли, что надо выбирать во власть политиков, которые смогут обеспечить стране мир,— говорит "Ъ" журналистка Лариса.
Во Львове неожиданно для многих появился спрос на умеренных толерантных лидеров. Выборы покажут, насколько это массовая тенденция и готова ли проголосовать за таких людей Галичина — всегда радикальная и непримиримая.