«Вернуться к тому, что было до Игр, уже невозможно»
После Олимпийских игр Сочи предстоит найти свой особый путь развития, считает Мехди Морад, генеральный менеджер отеля Radisson Blu Resort & Congress Centre, Sochi. По его мнению, в гостиничном бизнесе сейчас нельзя смотреть в прошлое и ориентироваться на те стратегии, которые работали несколько лет назад. Необходимо привлекать качественно новую аудиторию, используя возможности не только внутреннего, но и международного туристического рынка.
REVIEW: Вы совсем недавно заняли пост генерального менеджера отеля Radisson Blu Resort & Congress Centre, Sochi. Чем для Вас интересен опыт управления отелем в Сочи?
Мехди Морад: Одна из главных особенностей Сочи — это уникальный микс летнего отдыха, который по традиции привлекает россиян, и крупных значимых международных событий. Меня привлекает история Сочи, и особенно тот рывок в развитии, который курорт совершил за последние годы. Город из традиционной летней российской курортной столицы стал столицей Олимпийских игр, которые привлекли множество гостей со всего мира. Сегодня, на мой взгляд, курорт переживает непростой период: оказавшись на пике популярности в период зимней Олимпиады, Сочи предстоит найти способы удержать интерес туристов. Вернуться к тому, что было до Игр, уже невозможно, слишком большие изменения произошли за это время в инфраструктуре, мышлении жителей. Поэтому всем тем, кто сегодня живет и работает в Сочи, предстоит участвовать в создании нового имиджа курорта, и это то, что наполняет смыслом в том числе и мою работу.
R: Какие ключевые особенности в развитии гостиничного рынка в Сочи Вы могли бы отметить?
М.М.: Олимпийские игры стали очень важным этапом для отеля Radisson Blu Resort & Congress Centre, Sochi, временем максимального напряжения усилий. Однако сейчас важно проститься с прошлым и думать прежде всего о будущем. Игры сделали Сочи популярным среди самых разных людей, и сегодня мы должны быть готовы к приему сразу нескольких категорий туристов, у каждой из которых есть свои запросы и пожелания.
Первая группа — это люди, которые по традиции приезжают на курорт Сочи, чтобы насладиться морем и солнцем. Вторая группа — это индивидуальные туристы, которые хотят собственными глазами увидеть олимпийские объекты. Третья группа — это участники крупных международных событий, таких, например, как «Формула-1». И, наконец, четвертая категория — это бизнес-туристы, участники деловых мероприятий, конференций и т. д.
В этих условиях правильно выстроить систему управления отелем означает, прежде всего, определить свои преимущества для той или иной категории туристов и предложить им наиболее привлекательные условия.
R: Какие новые течения и тенденции существуют сейчас в мировом гостиничном бизнесе? Насколько готов воспринимать эти нововведения российский гостиничный бизнес, и в частности рынок гостиничных услуг в Сочи?
М.М.: Самая главная тенденция — это глобализация. Все больше людей сегодня путешествуют, видят множество стран, живут в разных отелях. У них есть возможность сравнивать набор услуг, качество обслуживания, делать свои выводы. Соответственно, гостиничная индустрия вынуждена очень быстро перенимать мировой опыт и ориентироваться на самые высокие стандарты.
В Сочи, благодаря приходу международных гостиничных операторов, качество услуг значительно повысилось. Но вместе с тем мы видим интересную тенденцию: люди хотят не просто получать первоклассные услуги, они хотят, чтобы эти услуги учитывали их личные запросы. Им не нужна излишняя пафосность, они желают максимальной подстройки «под себя», возможности выбирать из большого количества услуг те, которые нужны им в данный момент. Особенно это касается проведения крупных бизнес-мероприятий, это как раз тот сегмент, за который борются все крупные гостиничные операторы, в том числе и наш отель. Чем гибче будет отель, тем больше преимуществ он получит на рынке.
R: Насколько успешно, на Ваш взгляд, гостиничный рынок Сочи справился с олимпийским «экзаменом»?
М.М.: На мой взгляд, все отели Сочи, как те, что давно работают в городе, так и те, которые были построены к Олимпиаде, успешно прошли этот период. У нас, например, жили члены МОК, и мы до сих пор получаем положительные отзывы. При этом плюсы касаются не только роста доходов для отелей, главное — гостиничные операторы получили колоссальный опыт приема гостей во время крупных международных событий, который можно будет использовать в дальнейшем.
R: Многие эксперты отмечают, что рынок гостиничных услуг Сочи после Олимпиады испытывает трудности: загрузка отелей упала, конкуренция между отелями возросла. Что, на Ваш взгляд, может помочь гостиничному бизнесу Сочи успешно преодолеть этот этап?
М.М.: Очевидно, что тот поток туристов, который традиционно приезжает в Сочи, не в состоянии заполнить весь построенный к Играм номерной фонд. Но эти сложности можно использовать себе на пользу. В конце концов, Сочи благодаря Играм приобрел качественную инфраструктуру, которой больше нет ни на одном российском курорте и которая полностью соответствует мировым требованиям. Необходимо работать с новой аудиторией, активно привлекать бизнес-туристов, выходить на международные рынки, сотрудничать с теми компаниями, которые раньше проводили свои бизнес-мероприятия в Париже, Марокко, Москве и т. д. Для этого нужны грамотные маркетинговые и рекламные стратегии, и это должна курировать специальная структура, возможно, в составе администрации Сочи.
R: Как Вы оцениваете инициативу по созданию в Сочи еще одной игорной зоны?
М.М.: Для организаций, которые будут организовывать казино в Сочи, это, безусловно, плюс. Но как это скажется на гостиничном бизнесе, сказать сложно. Нужно смотреть на то, как российский рынок отнесется к этой идее. Возможно, если будет организовано достаточное количество авиарейсов, мы увидим рост загрузки отелей в выходные дни за счет посетителей казино.
R: Ожидаете ли Вы роста конкуренции со стороны крымских курортов?
М.М.: В Крыму нет таких горных массивов, которые есть рядом с Сочи, в Красной Поляне. Поэтому я уверен в конкурентных преимуществах нашего курорта: только в Сочи можно за полчаса добраться от берега моря к прекрасно оборудованному горнолыжному курорту. Думаю, такое уникальное сочетание всегда будет привлекать туристов.