Полный недоверия «Голос»
Общественники подвергли сомнению официальные итоги выборов в Башкирии
Представители ассоциации «Голос», наблюдавшие в минувшее воскресенье за досрочными выборами главы Башкирии в Уфе и Благовещенске, вчера объявили о недоверии официальным итогам голосования. По мнению представителей «Голоса», независимые наблюдатели на избирательные участки в регионе или не были допущены, или их удалили перед подсчетом голосов. Общественники намерены обратиться в правоохранительные органы за защитой интересов наблюдателей. Удалением своих представителей с участков недовольны и в некоторых отделениях политических партий. Но в отличие от «Голоса», они в полицию обращаться не собираются.
Представители межрегионального общественного фонда содействия развитию гражданского общества «Голос-Урал», наблюдавшие в минувшее воскресенье за ходом голосования на досрочных выборах главы Башкирии, вчера подвергли сомнению официальные итоги голосования и данные о высокое явке избирателей на участки. Центризбирком Башкирии вчера объявил окончательные итоги выборов: по данным комиссии, явка избирателей на них составила 74,8%, за действующего главу региона Рустэма Хамитова проголосовал 81,71% пришедших на участки. Комментируя эти показатели, региональный представитель «Голоса-Урал» Ренат Факиев заявил журналистам, что «по наблюдениям организации, фактическая явка была ниже, чем обычно». «Эти выборы ни у кого интереса не вызывали, так как их исход был предрешен, предвыборной борьбы не велось, соответственно явка не могла быть высокой. Даже в насквозь политизированной Москве она составила всего около 22%»,— заявил он.
Ассоциация «Голос» планировала установить наблюдение за голосованием на 100 избирательных участках в Уфе и Благовещенске. Для этого она направила на них с редакционным заданием 11 корреспондентов газеты «Гражданский голос». Однако, как сообщил господин Факиев, в Благовещенске представителей «Голоса» не пустили ни на один из избирательных участков, а в Уфе «по надуманным предлогам» их начали удалять во второй половине дня, с 14 часов. «Ссылались, например, на сообщение пресс-службы ЦИК России о том, что „Голос” якобы является „иностранным агентом”, хотя еще 1 сентября Мосгорсуд исключил ассоциацию из этого списка. Или просили предоставить разрешение для работы на участках от ЦИК России. В других случаях требовали принести оригиналы уставных документов СМИ»,— пояснил спикер. Воздействовать на членов избиркомов не смогло даже руководство Центризбиркома республики. Как сообщил представитель «Голоса», заместитель председателя ЦИК Найля Алтынова «при мне звонила в территориальные избирательные комиссии и сообщала о том, что наши корреспонденты находятся на участках законно». «Но эти звонки ничего не решали. То ли ТИКи игнорировали свое начальство, то ли ЦИК вел двойную игру»,— предположил господин Факиев. По его словам, ассоциация «Голос» вела наблюдение на участках в Башкирии на протяжении ряда лет, но «с такими нарушениями не сталкивалась даже во времена Рахимова (экс-главы республики Муртазы Рахимова.— „Ъ“)».
До удаления своих наблюдателей с участков общественники зафиксировали еще около 60 нарушений. Так, члены участковых комиссий, рассказали представители «Голоса», «массово» не заполняли увеличенные формы протоколов, запрещали вести на участках фото- и видеосъемку, не вносили в реестр и не объявляли данные о досрочно проголосовавших. На территории УИК №380 член комиссии с правом совещательного голоса зафиксировал вброс бюллетеней, отметил господин Факиев.
Заместитель директора ассоциации «Голос» Григорий Мелькольянц добавил, что Башкирия была одним из «немногих регионов», где с участков удалялись независимые наблюдатели. Аналогичные нарушения ассоциация зарегистрировала в Самарской, Челябинской и Нижегородской областях: «В этих регионах избирательные комиссии побежали впереди планеты всей и восприняли сообщение об „иностранных агентах” как сигнал к действию». «Голос» намерен обратиться в правоохранительные органы с заявлениями о привлечении председателей УИКов, с которых удалялись или куда не были допущены наблюдатели, к административной ответственности. «После привлечения к ответственности они больше не смогут занимать должности в комиссиях, так как это нарушения, связанные с выборами»,— сказал представитель ассоциации. Все ограничения в допуске наблюдателей были зафиксированы документально, добавил Ринат Факиев.
Высокую явку в Башкирии господин Мелькольянц считает «неестественной»: «Это явно рукотворная, искусственная работа. Как достигались эти результаты, вопрос открытый. Из-за того, что должного контроля на этих выборах со стороны кандидатов и общественных организаций не было, о многих нарушениях мы попросту не знаем». Оппоненты действующего главы республики «не верили в свою победу и поэтому не стали вкладывать средства в организацию наблюдателей», а «общественники не желали принимать участие в безальтернативных выборах», полагает представитель «Голоса».
С фактами удаления наблюдателей с участков столкнулись и в КПРФ, сообщил „Ъ“ член рескома партии Геннадий Шабаев. Партия, по его словам, выставляла около 1,5 тыс. наблюдателей, данные о нарушениях еще «анализируются». Оспаривать итоги президентских выборов или жаловаться на действия комиссий в компартии, между тем, не намерены. «По моим личным ощущениям, при явке 75% людей на участках должно было быть больше»,— также отметил господин Шабаев.
В то же время у экс-кандидата в президенты Ильдара Бикбаева, набравшего в качестве претендента от партии «Патриоты России» 2,62% голосов, «поводов для сомнений в том, что явка была высокой, нет».
В Центризбиркоме Башкирии заявления «Голоса» вчера не комментировали.