«Транснефти» не хватает нефти
Нефтяники не успевают начать добычу
«Транснефть» раскритиковала нефтекомпании за срыв проекта трубопроводов Заполярье—Пурпе и Куюмба—Тайшет. «Роснефть», «Газпром» и «Газпром нефть» не предоставили данных о том, смогут ли они заполнить своей нефтью эти нефтепроводы, и, по мнению «Транснефти», переносят сроки ввода своих месторождений на два-три года. «Транснефть» считает, что это чревато для нее многомиллиардными убытками.
Фото: Евгений Переверзев, Коммерсантъ
Нефтекомпании не представили в «Транснефть» к 15 сентября графики поставок нефти в строящиеся трубопроводы Заполярье—Пурпе и Куюмба—Тайшет, заявил вчера пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин. Такое поручение «Роснефти», ЛУКОЙЛу, «Газпрому» и «Газпром нефти» в августе дал вице-премьер Аркадий Дворкович. Но, по словам господина Демина, из этих компаний график предоставил только ЛУКОЙЛ, остальные не составили «новые графики и договора по объемам и срокам и объясняют это форс-мажорными обстоятельствами, связанными с санкциями». Представитель Аркадия Дворковича подтвердила, что поручение не выполнено.
Трубопроводы Заполярье—Пурпе и Куюмба—Тайшет предназначены для поставок нефти с месторождений Ямало-Ненецкого округа и Восточной Сибири в систему «Транснефти». Проектная мощность Заполярье—Пурпе — 45 млн т, Куюмбы—Тайшета — 15 млн т.
Как пояснили “Ъ” в «Транснефти», в 2012–2013 годах нефтекомпании направили монополии письма с указанием сроков и объемов сдачи нефти в нефтепроводы. Эти данные затем не раз пересматривались, в частности, после покупки «Роснефтью» ТНК-ВР в 2013 году. Господин Демин отметил, что «Транснефть» продолжает переговоры с нефтяниками, наиболее успешно они идут с «Роснефтью», тогда как «Газпром» запросил 1–1,5 месяца для изучения ситуации. «По имеющейся у нас информации мы видим, что график освоения месторождений может быть сдвинут на два-три года, в то время как по объемам ситуация более оптимистичная»,— заявил Игорь Демин. Он сообщил “Ъ”, что «Транснефть» рассчитывала получать в среднем 35 млрд руб. дохода в год от транспортировки нефти по трубе Куюмба—Тайшет в первые десять лет с начала ее эксплуатации в 2016 году. По маршруту Заполярье—Пурпе, который может быть запущен с 2015 года, ожидаемый «Транснефтью» доход должен составить 110 млрд руб. в год. Компания собирается достроить трубопроводы в срок, поскольку «консервировать их в готовом виде дешевле, чем незаконченную стройку».
В «Газпром нефти» “Ъ”заявили, что компания из-за санкций не меняла планы поставок нефти в Заполярье—Пурпе и Куюмбу—Тайшет. В «Газпроме» сказали, что передадут «Транснефти» информацию о «планируемых поставках по нефтепроводу Заполярье—Пурпе в ближайшее время». По словам источника “Ъ” в отрасли, «Славнефть» (СП «Роснефти» и «Газпром нефти»), которая собирается сдавать в Куюмбу—Тайшет нефть Куюмбинского месторождения, готова заключить с «Транснефтью» соглашение «в ближайшее время». В «Роснефти» и ЛУКОЙЛе от комментариев отказались.
Но проблемы с соблюдением сроков сдачи нефти в эти трубопроводы, а также споры нефтяников и «Транснефти» о гарантиях поставок начались задолго до санкций, поэтому сейчас санкции — это скорее удобный способ объяснить правительству, почему нефтекомпании не выполняют обязательства, считает директор АК Small Letters Виталий Крюков. По его мнению, основной причиной изменения сроков начала добычи стали проблемы с ресурсной базой, которая в свое время была оценена слишком оптимистично.