Бюджет на грани баланса
альтернатива
Введенные западными странами санкции, отсутствие экономического роста и падение цен на нефть поставили новые задачи перед Минфином. По мнению экспертов, принимающих участие в Сочинском форуме, сбалансировать бюджет в новых условиях можно только за счет сокращения расходов, увеличения налоговой нагрузки или внешних заимствований. Пока в правительстве обещают пойти по первому пути, однако участники рынка не исключают, что в России все-таки могут вырасти налоги.
Варианты решения
Как следует из представленного 14 сентября проекта федерального бюджета, антироссийские санкции и спад в экономике вынудили Минфин сократить планируемые доходы казны на 2015 год, а также увеличить бюджетный дефицит до 0,5% ВВП. Новые параметры бюджета рассчитывались на основании макроэкономического прогноза Минэкономики, который был подготовлен в конце августа. Согласно этому документу, прогноз роста ВВП на 2015 год был снижен с 2% до 1%, однако с учетом Крыма ВВП вырастет до 1,2%, говорится в материалах Минфина со ссылкой на уточненные расчеты Минэкономики. В абсолютном значении ВВП должен составить в 2015 году 77,1 трлн руб., то есть немного выше прежнего базового прогноза в 76,9 трлн руб.
Согласно данным Минфина, в 2015 году доходы федерального бюджета сократятся на 80 млрд руб. от плана и составят 14,8 трлн руб., а расходы достигнут 15,2 трлн руб., таким образом, дефицит бюджета оценивается в 0,5% ВВП. Далее в 2016-2017 годах из-за пересмотра прогнозов дефицит вырастет до 0,6% ВВП, доходы сократятся в 2016 году на 220 млрд руб., до 15,5 трлн руб. (расходы составят до 16 трлн руб.), в 2017 году — на 270 млрд руб. от плановых, до 16,35 трлн руб., расходы в 2017 году составят 16,9 трлн руб., то есть даже номинально сократятся. Кроме этого правительству предстоит перераспределить 500 млрд руб. расходов в 2015 году на новые задачи на Дальнем Востоке, космодром Восточный и обходные железнодорожные пути вокруг Украины.
Министерство финансов надеется заткнуть дыру в бюджете за счет перераспределения доходов. "Мы на эти суммы не будем увеличивать налоги, на эту сумму мы не будем увеличивать дефицит. Мы эту сумму найдем внутри бюджета и предложим ряд мер по мобилизации бюджетных ресурсов. В частности, перераспределения",— заявил глава Минфина Антон Силуанов информационному агентству ИТАР-ТАСС. В результате, по его словам, скорее всего, в России не надо будет вводить налог с продаж.
По существу, как отмечают эксперты, речь идет о сохранении базовых параметров политики на 2014-2015 годы из трехлетнего бюджета на 2013-2015 годы с экстраполяцией трендов на 2016 год. При этом Центробанк в сентябре, вопреки ожиданиям, сохранил ключевую ставку, гарантировав тем самым, что демонстративного повышения ее в июле достаточно, чтобы обеспечивать необходимое давление на инфляцию. В целом на 2015 год Минэкономики оценивает инфляцию в 6% (ранее — 6,5%), в 2016 году — 4,5%, в 2017 году ожидается снижение ее до расчетного ориентира Центробанка в 4%. При этом Эльвира Набиуллина 12 сентября твердо заявила о завершении ЦБ перехода к таргетированию инфляции с 2015 года. То есть, по сути, Центробанк больше не будет сдерживать рубль через продажу валютных резервов, хотя, по прогнозу ведомства, бивалютная корзина в 2015 году не должна сильно отклоняться от 40,5 за рубль.
Налоговая нагрузка
Альтернативой перераспределению расходов, по словам экспертов, является рост налоговой нагрузки, в том числе введение налога с продаж. Как говорится в соответствующем законопроекте, разработанном Минфином, ставка этого налога может составить до 3%, при этом его будут распределять и начислять региональные власти. Одним из инициаторов введения нового налога является мэрия Москвы, однако против роста фискальной нагрузки выступают Минэкономики и Минпромторг. По мнению этих ведомств, налог с продаж уже показал свою неэффективность в 1998-2003 годах, когда он действовал в стране и был отменен из-за низкой собираемости. В результате российское правительство так и не смогло согласовать возврат налога с продаж, за который активно выступают региональные власти. На заседании правительственной комиссии 9 сентября за введение налога высказались представители Министерства финансов, а саму идею активно поддержали власти Москвы. Однако соответствующий законопроект был представлен без согласования с другими федеральными министерствами и представителями бизнеса, которые выступили резко против документа. В итоге документ отправили на доработку с формулировкой "с учетом состоявшегося обсуждения".
Впрочем, некоторые эксперты не исключают, что налог с продаж все-таки будет введен. "Судя по результатам заседаний правительства и совещаний некоторых чиновников, в том числе с участием президента, за несколько последних дней, налог с продаж введут с вероятностью 80%",— считает заведующий кафедрой менеджмента РАНХиГС Илья Быковников. По его словам, введение налога с продаж является частью мер для балансировки бюджета. По предварительным оценкам правительства, это может принести регионам около 200 млрд руб. в год при условии установления максимальной ставки в размере 3%. "Москва и Санкт-Петербург могли бы получить средства на активно реализуемые инфраструктурные проекты за счет использования средств от введения налога с продаж, поскольку в этих регионах сетевой торговый бизнес весьма развит",— говорит Илья Быковников.
"На мой взгляд, очевидно, что роста налоговой нагрузки избежать не удастся. Перспектива введения нового налога на потребление обретает реальные черты",— считает партнер АКГ "Финэкспертиза" Нина Козлова. При этом, по ее словам, явного сокращения расходов не планируется, но некоторые смещения акцентов все же произошли: сокращаются расходы на образование, медицину, ЖКХ, в то же время отмечается рост расходов на национальную оборону. "Избежать роста фискальной нагрузки, скорее всего, не получится: возможности по преодолению данного спада за счет долговых средств сейчас у нашей страны практически нет (из-за конфронтации с западными странами), надеяться на частные инвестиции тоже не стоит, а снижать государственные вложения правительство побоится",— говорит Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга "Финам". При этом, по его словам, монетарный вариант покрытия дефицита за счет эмиссии Центробанка не рассматривается, "так что остается только повышать фискальную нагрузку одновременно с созданием различных зон опережающего развития для привлечения долгосрочных инвесторов". Как добавляет Антон Сороко, еще больший риск добавляет динамика цен на нефть. "Если падение продолжится, а котировки на долгое время уйдут ниже текущих уровней, то сверстать бюджет правительству станет существенно сложнее",— говорит эксперт.
Найти компромисс
В целом участники рынка призывают Минфин верстать бюджет исходя из пессимистичных прогнозов. "Бюджет однозначно должен верстаться из наиболее пессимистичных сценариев, включая санкционную перспективу. Я полагаю, рост в 1%, прогнозируемый Минэкономики, сегодня можно в большей степени считать политической цифрой для вселения уверенности в бизнес-сообщество",— говорит руководитель департамента бизнес-оценки АКГ "Финэкспертиза" Алексей Баскаков. Однако, по его словам, если посмотреть на сегодняшнюю ситуацию в ретроспективе, можно отметить несколько важных факторов: за последний год рынок российских акций практически не изменился, а индекс ММВБ, как и год назад, остался на уровне 1450 — и это несмотря на все геополитические события и обоюдные санкции. "Также последние несколько месяцев мы видим рост индекса PMI для российской промышленности, который впервые за последние полгода перешагнул нейтральную отметку в 50 пунктов и показал положительное значение. Это говорит о том, что серьезного свертывания активности в экономике нет",— добавляет эксперт. По словам главного аналитика UFS IC Алексея Козлова, соблюдение баланса доходной и расходной частей бюджета может достигаться с помощью ряда мер. "Как ни был непопулярен рост налогов, растущие расходы бюджета нуждаются в источниках финансирования, коих в условиях снижения стоимости нефти, сокращения объемов поставок черного золота и газа, не так уж много",— говорит эксперт. Среди других источников увеличения доходной части бюджета Алексей Козлов называет ослабление рубля, увеличение заимствования, а также возможное использование средств Резервного фонда. "Стимулирование развития бизнеса, как и развитие экономки в целом, находится в ряду мер, способных в конечном итоге привести к улучшению ситуации с наполнением бюджета. Однако рост инфляционного давления, увеличение налоговой нагрузки и нестабильность валюты не способствуют нормальному развитию хозяйства",— говорит Алексей Козлов. По его словам, здесь возможно точечное финансирование определенных важных проектов и предприятий, а также перспективных направлений бизнеса.
По итогам первой половины 2014 года бюджет пока исполняется с профицитом. По предварительной оценке Минфина, первичный профицит федерального бюджета в январе--августе составил 1 трлн 188,879 млрд рублей, или 2,6% ВВП. По словам министра финансов Антона Силуанова, за первое полугодие бюджет исполнен с кассовым профицитом 2,2% ВВП. Впрочем, по мнению Алексея Баскакова, основные санкционные последствия еще впереди. "Ключевой угрозой являются не экономические санкции ЕС и США, а наличие у США действенных механизмов для обвала рынка нефти до цены, гораздо ниже заложенной в бюджет — сейчас она обсуждается на уровне $90-95 за баррель",— говорит эксперт. Впрочем, по его словам, с уверенностью можно сказать, что в 2015 году резервов хватит и для погашения последствий снижения цены на нефть, и на перекрытие последствий от дополнительных санкций. При этом рост доходов населения будет находиться на минимальных отметках, однако рост импортозамещения может локально простимулировать некоторые отрасли, считает эксперт.
Подпись
Меньше расходовать или больше собирать: такова главная бюджетная дилемма