Пит-стоп

Как программа утилизации повлияет на российский автопром

Минпромторг пытается оживить стагнирующий российский авторынок. Попутно чиновники рассчитывают придумать очередной ответ на санкции ЕС и США. Одна задача противоречит другой, а оплатят банкет, как обычно, автомобилисты.

Выгодный хлам. Программа утилизации автомобилей понравилась как потребителям, так и автоконцернам, в выигрыше даже пешеходы

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ

Текст: Николай Гришин

Российский авторынок вошел в затяжное пике. В 2014-м году, по прогнозам, падение составит 12-15%. Власти решили прибегнуть к проверенному способу — в сентябре Минпромторг и крупные автоконцерны запустили программу утилизации подержанных машин. Подобная программа уже действовала в 2010-2011 годах. Тогда можно было получить скидку 50 тыс. руб. на любой произведенный в России автомобиль в обмен на машину старше 10 лет. Программа сработала. По итогам 2010 года рост продаж легковых автомобилей составил 30%. У флагмана отрасли "АвтоВАЗа" больше 40% продаж пришлось на клиентов, которые сдавали свои старые машины.

Нынешняя программа позволяет утилизировать машины уже старше шести лет. Но главное отличие, что в ней могут участвовать юридические лица: списывать в утиль грузовики и автобусы, получая за это скидку на покупку новых машин до 350 тыс. руб. У бизнеса может появиться дополнительный стимул воспользоваться программой. Чиновники собираются ограничить срок коммерческой эксплуатации автомобилей 7-15 годами. А также заменить транспортный налог на экологический. Эти меры могут обеспечить продажи 72 тыс. легковых машин и почти 28,5 тыс. грузовиков. Независимые -эксперты согласны: в PwC считают, что падение рынка по итогам года может замедлиться до 5-7%, в "Автостате" говорят о 10%.

Помешать планам стимулирования рынка может новый виток санкционной войны. Чиновники не скрывают, что собираются ограничить импорт западных машин. В мягком варианте — только бэушных, в жестком — новой техники. По расчетам Roland Berger Strategy Consultants, российские автозаводы и азиатские импортеры смогут заменить лишь половину импорта. Рынок ожидает жесткая просадка. Могут пострадать не только импортеры, но и дилеры — российский бюджет недополучит 1,4 млрд евро налогов. А по словам директора по развитию Auto-Dealer.ru Олега Дацкива, запрет на импорт новых машин обернется 10-процентным скачком цен.


Что нового?

Фото: Из личного архива

Валентин Домбровский, вице-президент по инновациям в Excursiopedia:

— Очень впечатлили "умные" часы Apple Watch. Этот гаджет может серьезно изменить индустрию туризма. Представьте: вы гуляете по незнакомому городу, и часы легко вибрируют, когда вы оказываетесь около местных достопримечательностей. Или с помощью часов вы быстро переводите цены в местной валюте в рубли. Мы уже обсуждали возможности нового устройства с коллегами, стали думать, какие приложения для Apple Watch можно разработать.

Фото: Из личного архива

Влада Сайфетдинова, генеральный директор сети клиник "Альфа — центр здоровья":

— Прочитала книгу Яна Карлзона "Моменты истины. В сервисе нет мелочей". Будучи главой "Скандинавских авиалиний", он расширил полномочия линейного персонала. Например, если пассажир забывал документы, сотрудник мог за счет компании организовать их экспресс-доставку. И я разрешила заведующей регистратуры корректировать стоимость услуг для клиентов. Одной молодой маме, для которой полное обследование ребенка оказалось слишком дорогим, заведующая предложила скидку 20%. Та воспользовалась услугой, а потом привела в клинику двух своих приятельниц.

Вся лента