Уралвагонзаводу угрожают новыми санкциями
в рамках конфликта вокруг УК "Заречная"
Конфликт между А1 и НПК "Уралвагонзавод" (УВЗ) вокруг угольной компании "Заречная" получил неожиданное развитие. Как стало известно "Ъ", представители офшоров, оспаривающих переход актива под контроль УВЗ, пригрозили членам совета директоров и главе НПК Олегу Сиенко уголовным преследованием на Кипре и персональными санкциями, включая запрет на въезд в ЕС. По мнению юристов, речь идет в первую очередь о психологическом и политическом давлении на руководство УВЗ, который уже находится под санкциями США и ЕС.
Против руководства УВЗ могут быть введены персональные санкции, включая запрет на въезд в страны ЕС, следует из письма представителей голландской Indtec Finance и кипрской Salesi Investments членам совета директоров оборонного холдинга (есть в распоряжении "Ъ"). Причина — конфликт вокруг УК "Заречная", которую группа УВЗ приобрела, несмотря на обеспечительные меры, наложенные Окружным судом Никосии. Авторы документа считают, что, будучи проинформированными об этих мерах, члены совета "своим бездействием способствовали их нарушению", что может быть квалифицировано как неуважение к суду. На Кипре это уголовное преступление. Соответствующее решение суда сделает невозможным въезд членов совета директоров и гендиректора УВЗ в страны ЕС, говорится в письме.
Олег Сиенко и большинство опрошенных "Ъ" членов совета директоров УВЗ от комментариев отказались, но двое подтвердили, что знают о письме. По мнению одного из собеседников "Ъ", ситуация "вышла за рамки обычного корпоративного конфликта". "Структуры А1 дают понять, что способны пролоббировать введение персональных санкций в отношении руководства одного из крупнейших в России оборонных холдингов, на который уже наложены санкции, негативно влияющие на его деятельность",— говорит он. УВЗ попал под санкции США в начале июля, ЕС — 12 сентября. В совет директоров УВЗ, в частности, входят помощник президента РФ Евгений Школов, замдиректора ФСВТС Константин Бирюлин, замминистра обороны Юрий Борисов и глава ОСК Алексей Рахманов. Никто из них, включая Олега Сиенко, под персональные санкции ЕС и США пока не попал.
Источник в администрации президента говорит, что история "вызвала большой резонанс, ею заинтересовались в Кремле". "Был направлен запрос в Росимущество (владеет 100% акций УВЗ.— "Ъ") с просьбой дать оценку изложенным фактам. Ведомство сообщило, что неправомерных решений совета директоров УВЗ не выявлено",— отметил он.
В Росимуществе от комментариев отказались.
УК "Заречная" владеет тремя действующими и тремя строящимися шахтами в Кузбассе, обогатительной фабрикой "Спутник", трейдером CCZ Trade S.A., 50% в латышском угольном терминале Baltic Coal Terminal. Объем добычи в 2012 году — 9,8 млн тонн энергетического угля. Подтвержденные ресурсы по JORC — 417 млн тонн угля, потенциальные ресурсы — 1,08 млрд тонн.
ООО "УВЗ-Логистик" (50% принадлежит УВЗ через дочернее ЗАО "Уральская большегрузная техника — Уралвагонзавод") купило УК "Заречная" в сентябре 2013 года у украинского предпринимателя Виктора Нусенкиса в разгар корпоративного конфликта. Indtec Finance и Salesi Investments с 2011 года оспаривают в судах незаконный, по их мнению, вывод активов из МПО "Кузбасс", в котором им принадлежит 65%. Тогда 98,78% акций УК "Заречная" были перерегистрированы на "Интерконсалтинг" господина Нусенкиса. Бенефициар офшоров Геннадий Васильев, бывший генпрокурор Украины, с тех пор пытается оспорить действия господина Нусенкиса в судах России и Кипра.
Летом 2013 года к конфликту подключилась А1, инвестподразделение "Альфа-Групп", получившая от господина Васильева мандат на управление 65% акций МПО "Кузбасс". "А1 планирует путем консолидации мелких и средних компаний на базе УК "Заречной" сформировать крупного игрока на рынке угля",— говорится на сайте А1. В самой компании письмо не комментируют, но подчеркивают, что Седьмой арбитражный апелляционный суд в Томске 22 августа признал недействительной сделку по продаже доли в УК "Заречная" на "Интерконсалтинг".
Управляющий партнер "Карабаев и партнеры" Сергей Карабаев утверждает, что суд санкций по ограничению въезда в страну не накладывает. "Другой вопрос — есть вероятность того, что органы ЕС, имеющие право вводить санкции, используют этот процесс как обоснование",— поясняет юрист. По его мнению, если устав ООО не требует согласия его участников на сделку, то предъявлять юридические претензии к членам совета директоров УВЗ некорректно. "Скорее всего, речь идет о психологическом и политическом давлении на руководство УВЗ",— считает юрист. По общему правилу, установленному законом об ООО, добавляет он, если сделка не является крупной (ее стоимость менее 25% балансовой стоимости активов общества) и нет заинтересованности, то согласие участников общества не требуется.