Власти ищут на проезд
Запустить скоростной трамвай в Омске они рассчитывают на федеральные средства
Расходы на строительство скоростного трамвая в Омске региональные власти хотят полностью переложить на федеральный бюджет. Губернатор Виктор Назаров признал, что даже на первую очередь трамвая области не хватает порядка 5-6 млрд руб., и регион просит о дофинансировании проекта федеральный Минтранс. В ведомстве перспективы переговоров пока не комментируют, хотя, по сведениям областных чиновников, поручение рассмотреть ситуацию им дал президент. Эксперты уверены, что омские власти получат отказ и проект придется отложить на несколько лет.
Вчера губернатор Омской области Виктор Назаров рассказал „Ъ“, что запланированный в сентябре конкурс на разработку проекта легкорельсового транспорта откладывается как минимум на месяц из-за отсутствия ясности с федеральным финансированием. «Чтобы запустить даже минимальную линию трамвая, надо дополнительно 5-6 млрд руб. Найти их в областном бюджете мы не сможем, поэтому рассчитываем на федеральные средства. Софинансирования из федерального бюджета, предусмотренного на метро, недостаточно даже с учетом сокращения расходов. Ведем консультации с Минтрансом РФ, ищем, что называется, золотую середину. После этого объявим то, что сможем сделать с учетом финансирования», — пояснил глава региона. По данным господина Назарова, в 2014—2016 годах на строительство в Омске метро в федеральном бюджете предусмотрено 2,3 млрд руб., в региональном — чуть больше 700 млн руб. Стоимость же строительства первой очереди скоростного трамвая — порядка 10 млрд руб. В Минтрансе РФ обещали ответить на запрос о перспективах переговоров с областными властями сегодня.
Как сообщал „Ъ“, построить в Омской области скоростной трамвай вместо метро-долгостроя региональные власти решили в конце прошлого года. Идею чиновников переформатировать дорогостоящее метро в легкорельсовый транспорт поддержал в апреле специально приглашенный американский эксперт по городскому планированию и вопросам транспорта Вукан Вучик. Идея, как сообщали власти, получила одобрение в федеральных ведомствах, и облправительство следующим шагом обещало пролоббировать включение строительства скоростного трамвая в федеральную программу по подготовке празднования 300-летия Омска вместо метрополитена и ввести его в эксплуатацию в 2016 году. До сих пор соответствующих решений не принято.
В июле региональные власти заявляли „Ъ“, что определили круг потенциальных инвесторов и проектировщиков строительства скоростного трамвая. Ими стали французские компании La Societe du Grand Paris, Systra и столичные ОАО «Трансмашгрупп» и ОАО «Газпромбанк». Инвесторы тогда подтверждали, что готовы подключиться к реализации проекта, и ждали от чиновников объявления тендера.
Министр развития транспортного комплекса Омской области Олег Илюшин вчера пояснил „Ъ“, что его ведомство разработало несколько вариантов корректировки первоначальной идеи скоростного трамвая, «но какой из них будет воплощен, будет зависеть от того, сколько средств у нас будет в итоге». «Средств, предусмотренных ранее федеральным бюджетом, и средств, которые готовы вложить потенциальные инвесторы, нам не хватит», — констатировал министр. Основное отличие вариантов организации легкорельсового транспорта — в протяженности линии. Представители потенциальных инвесторов вчера не стали пояснять „Ъ“, сохранилось ли у них желание участвовать в организации скоростного трамвая.
Сенаторы от Омской области, участвующие в лоббировании интересов региона на федеральном уровне, вчера разошлись в оценках перспектив получения запрашиваемых средств. «Есть поручение президента РФ федеральному Минтрансу рассмотреть возможное решение этой ситуации. Пока оно не выполнено, но я надеюсь, что до конца октября мы какое-то решение получим. Не факт, что оно будет положительным, федеральный бюджет сейчас секвестируют, и на следующие три года он очень напряженный. Но у нас есть шансы», — считает Андрей Голушко.
«Реализация проекта трамвая — под большим вопросом, мобилизация федерального бюджета не позволит нам получить дополнительные средства. Есть программа 300-летия, подписанная президентом, и вместо того чтобы ее исполнять, мы обсуждаем варианты. Так можно лишиться и уже предусмотренных денег», — считает сенатор от исполнительной власти региона Игорь Зуга.
Эксперты разделяют эти опасения. «Если бы продолжали строить метро, пусть даже в более ”легком” исполнении, федерация могла дополнительно выделить средства. По скоростному трамваю, уверен, ответ будет четкий — никакого отношения к муниципальному транспорту Минтранс РФ не имеет. Такой проект Москва может профинансировать разве что Санкт-Петербургу под масштабное событие», — отметил руководитель исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов.
«Не исключено, что в связи со сложной экономической ситуацией, невозможностью финансировать проект со стороны региона, а также необходимостью разобраться, кто и на каком основании меняет метро на трамвай, реализация проекта будет отложена на несколько лет. Это было бы самым разумным решением», — считает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.