Налог с продаж разобрали по пунктам
В ВШЭ оценили эффект от фискальных планов правительства
В преддверии решения правительства по налогу с продаж Центр развития НИУ ВШЭ оценил макроэкономические последствия его введения, а также обсуждавшегося увеличения ставок НДС и НДФЛ. Согласно расчетам, возвращение к отмененному десять лет назад налогу может сократить показатель экономического роста на 0,2–0,4 процентного пункта (п. п.) в следующие два года, увеличить инфляцию на 0,5 п. п. и сократить реальные располагаемые доходы населения на 0,8 п. п. Вывод экспертов: повышение налогов следует отложить до лучших времен, а если и увеличивать ставки, то делать это в отношении наполняющего региональные бюджеты подоходного налога.
В своем исследовании Центр развития НИУ ВШЭ оценил макроэкономические последствия введения налога с продаж (НСП), а также повышения ставок НДС и НДФЛ (от увеличения двух последних налогов правительство, судя по словам первого вице-премьера Игоря Шувалова и вице-премьера Аркадия Дворковича, уже отказалось). По подсчетам экспертов, гипотетический прибыток бюджетов от повышения трех налогов примерно одинаков. Увеличение в 2015 году ставки НДС с 18% до 19% могло бы добавить федеральному бюджету 226 млрд руб., рост подоходного налога с 13% до 14% способен увеличить поступления в региональные бюджеты на 217 млрд руб., возвращение НСП — 215 млрд руб.
Однако такое фискальное изъятие, по оценке ВШЭ, в случае с НСП сократит и так близкие к нулю темпы экономического роста на 0,2 п. п. в 2015 году и на 0,4 п. п.— в 2016-м. Прибавка к показателю инфляции, уже ускорившейся из-за ослабления рубля и запрета на импорт продовольствия, может составить в 2015 году не менее 0,5 п. п. Наконец, из-за ухудшения экономической динамики и ускорения инфляции потери реальных располагаемых доходов населения в следующем году могут составить 0,8 п. п. Повышение ставки НДС с 18% до 19% дает похожие результаты. Инфляционных последствий не будет иметь лишь повышение подоходного налога.
Вывод экспертов: повышение любых налогов следует отложить до лучших времен — возвращения экономики на траекторию роста и стабилизации инфляции. При этом если уж поднимать ставки, то лучший вариант — это повышение НДФЛ, который наполняет испытывающие сейчас наибольшие проблемы региональные бюджеты. Если поднять НДФЛ будет невозможно, то между введением налога с продаж и повышением НДС эксперты ВШЭ советуют выбрать последнее. НДС лучше собирается и не требует создания новой системы администрирования. Кроме того, введение НСП лишь добавит преимуществ компаниям, уходящим от налогообложения, в сравнении с добросовестными участниками рынка. Для передачи средств от повышения федерального НДС нуждающимся в поддержке регионам можно разработать механизм передачи этих денег — например, через дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Напомним, законопроект о введении НСП был предложен Минфином к обсуждению еще в начале августа. Он практически полностью совпадает с текстом отмененной десять лет назад главы Налогового кодекса (НК) об этом налоге. В новой редакции изменена лишь ставка (3% с цены товаров и услуг вместо прежних 5%) и убрана норма о том, что налог не взимается с безналичных покупок граждан. Новая глава НК должна установить лишь общие параметры налога, решение о его введении каждый регион будет принимать самостоятельно. Сам Минфин, написавший законопроект во исполнение поручения президента, возвращение налога не поддерживает. Против также выступили бизнес-ассоциации, Минэкономики и Центробанк, заявившие о негативном влиянии введения НСП на инфляцию и экономический рост. В качестве сторонников возвращения платежа называются экономический помощник президента Андрей Белоусов и мэр Москвы Сергей Собянин, которые, впрочем, публично в поддержку этой инициативы не высказывались.