Новости

«Женщины — герои» JR на выставке в Москве

Фото: © JR

В галерее на Солянке, в рамках Первой московской биеннале уличного искусства "Артмоссфера", открылась выставка французского стрит-арт художника JR. До России впервые добралась часть самой известной серии художника, семилетнего проекта, в рамках которого он фотографировал женщин, ставших жертвами войны, религиозного фанатизма и насилия, и потом их огромные портреты, как рекламные баннеры в мегаполисах, вешал на домах и промышленных зданиях в самых бедных районах Бразилии, Кении, Индии и Камбоджи. Помимо фотографий в галерее можно посмотреть фильм «Женщины — герои», в который вошли разговоры JR со его героинями. В 2010 году фильм номинировался на «Золотую камеру» Каннского фестиваля. Выставка продлится до 2 ноября.


Полный архив Partisan Review выложен онлайн

320 номеров Partisan Review оцифрованы и выложены в открытый доступ на интернет-портале Бостонского университета. Это полный архив литературно-политического журнала, который начал выходить в 1934 году в Нью-Йорке по инициативе компартии США, но уже в 1936-м, из-за резкой критики репрессий в СССР, сначала на год приостановил выпуск, а затем, все активнее дистанцируясь от коммунистических идей, стал влиятельной площадкой американских левых. В разные годы с ним сотрудничали Джордж Оруэлл и Ханна Арендт, Джеймс Болдуин и Роберт Пенн Уоррен, публикация в Partisan Review "Записок о кэмпе" принесла известность Сьюзен Зонтаг, здесь печатались Сартр и Кафка, Гинзберг и Довлатов. С конца 70-х журнал базировался в Бостонском университете (где и сохранился весь архив), а перестал выходить в 2003-м, вскоре после смерти его сооснователя и бессменного редактора Уильяма Филипса.


Фото: AP

Джулиан Ассанж написал книгу о слежке Google
Новая книга Ассанжа "Когда Google встретил WikiLeaks" — его гневный и пространный комментарий к одному важному разговору. В 2011 году в Норфолк, где Ассанж жил под домашним арестом, приехал председатель совета директоров Google Эрик Шмидт, и в течение нескольких часов оба они обсуждали "арабскую весну", биткоины и будущее интернета. Ассанж разоблачает структуру Google, утверждая, что интернет-компания по методам работы и уровню вторжения в частную жизнь пользователей мало чем отличается от АНБ — она так же собирает информацию о людях, классифицирует ее и передает данные, причем отнюдь не только рекламодателям, но и силовым структурам. Разница между АНБ и Google, по мнению Ассанжа, лишь в том, что последние извлекают из своей деятельности прибыль.

Anonymous стал предметом академического исследования
500-страничная книга "Хакер, мистификатор, осведомитель, шпион: многоликий Anonymous", написанная Габриэллой Колман, профессором антропологии в Университете Макгилла,— самое основательное на сегодня исследование деятельности движения. Колман начала работу шесть лет назад, сумела добиться интервью с самыми активными участниками Anonymous (главные герои книги — Топиар, Джереми Хаммонд, Tflow и др.), которые вместе с ней пытались ответить на вопрос, как и почему подростковая авантюра переросла в радикальный политический протест. Колман провела полноценное исследование троллинга, изучила этику взлома и постаралась выяснить историю «лулза». Книгу, которая выйдет в начале ноября, уже можно заказать на amazon.com.

Фото: The Guardian, AP

Эдвард Сноуден на Нью-йоркском кинофестивале
Фильм "Citizenfour" Лоры Пойтрас основан на том самом гонконгском интервью Сноудена, с которого началось дело об утечке документов ЦРУ. Пойтрас, специализирующаяся на политической документалистике (ее фильм об иракских выборах 2005 года номинировался на "Оскар", а "Присяга", рассказывающая историю телохранителя Осамы бен Ладена, в 2012-м выиграла несколько фестивалей), в 2013 году была среди первых журналистов, получивших разрешение прийти в гостиничный номер Сноудена в Гонконге с камерой и микрофоном. Именно она свела Сноудена с Гленном Гринвальдом из The Guardian и Бартоном Геллманом из The Washington Post и в итоге разделила с ними Пулитцеровскую премию за публикации, основанные на документах Сноудена. Мировая премьера фильма "Citizenfour" состоится 10 октября на 52-м Нью-Йоркском кинофестивале.


Фотоснимки первых британских чернокожих на выставке в Лондоне

Фото: © Hulton Archive/Getty Images

"Черные хроники" в лондонской галерее Ривингтон-Плейс исследуют колониальную историю Англии в портретных снимках XIX века. Три года назад базирующаяся в Лондоне международная ассоциация чернокожих фотографов начала проект "Потерянная глава", символическая цель которого — поиск самого раннего фотоизображения чернокожего англичанина. Найденные в частных и государственных архивах и впервые представленные на выставке снимки сделаны как известными викторианскими фотографами (Джулией Маргарет Камерон и Камилем Силви), так и безымянными мастерами фотоателье и восполняют очевидный пробел в визуальной истории Англии, и обнаруживают многообразие судеб, приводивших в Лондон жителей африканских колоний: от принца Алемайеху, сына императора Эфиопии (после поражения в англо-эфиопской войне император застрелился, а мальчика усыновил английский исследователь Тристам Спиди) до безвестных нянек, цирковых артистов или членов знаменитого Африканского хора, гастролировавшего по Англии в 1891-1893 годах, чтобы собрать деньги на нужды миссионеров. Кураторы посвятили выставку памяти умершего в начале 2014 года социолога Стюарта Холла.


Новый проект Ай Вэйвэя в Алькатрасе

Фото: Kyle Smith

Большая выставка китайского художника-диссидента открылась в здании бывшей американской тюрьмы. Работой над проектом "@Large: Ai Weiwei On Alcatraz" Ай Вэйвэй руководил из Китая (художнику все еще запрещен выезд из страны). Центральная часть экспозиции — 176 портретов политзаключенных, составленных из 1,2 млн кубиков Lego. Таким способом выложены лица Нельсона Манделы, Эдварда Сноудена, тибетской певицы Лоло, а в открытых специально для посетителей выставки камерах бывшей тюрьмы звучат песни Pussy Riot и нигерийского музыканта и политического активиста Фелы Кути.


Думаю на каких-нибудь выходных свалить из дома — и сразу вернуться. Всего на пару дней в Лоуэлл! Для меня это вечный соблазн — именно там начинается дорога

19-летний Джек Керуак в письме своему другу Джорджу Апостолусу. 17 писем, найденных недавно дочерью Апостолуса, будут проданы на аукционе Skinner 16 ноября


Автобиографический фильм The Doors выходит на DVD

Фото: Michael Ochs Archives/Getty Images/Fotobank.com

Документальный фильм "Feast Of Friends", о котором хорошо известно из историографий The Doors, но который толком никто не видел, наконец готов к мировой премьере. Его уже показали на нескольких фестивалях, и теперь, минуя кинотеатры, он выйдет сразу на DVD и Blu-Ray. Идея снять фильм-репортаж в стилистике синема верите принадлежала официальному фотографу группы Полу Ферраре. Финансировать съемки согласились сами музыканты, работа началась в апреле 1968 года во время большого концертного турне. Почти все деньги ушли на съемочную технику и бесконечные эксперименты с пленкой и микрофонами, зато к работе Феррара привлекал друзей и знакомых — так, одним из помощников оператора якобы был Харрисон Форд в перерывах между съемками в "Забриски-пойнт". К весне 1969-го деньги закончились, группа решила на время прервать работу над фильмом и на знаменитый концерт в Майами отправилась без камеры — в своих мемуарах Феррара утверждает, что, окажись концерт зафиксирован на пленке, Джим Моррисон мог бы избежать обвинения в непристойном поведении на сцене и суда, который закончился отменой концертов The Doors, после чего о продолжении съемок уже не могло быть речи.
В DVD-версию, помимо 40-минутного фильма, войдут 23 часа рабочих материалов.


562 тыс. человек
побывало в лондонской галерее Tate Modern на выставке "Анри Матисс. Вырезки", где были представлены поздние работы художника, в том числе и выполненные в технике декупажа. Таким образом, эта выставка побила рекорд посещаемости всех галерей Tate, опередив ретроспективу Дэмиена Хёрста 2012 года (ее посетило 463 тыс. человек) и невероятно успешную парную выставку "Матисс / Пикассо" 2002 года (467 тыс. человек). В среднем выставку Анри Матисса, продлившуюся пять месяцев, каждый день посещал 3 901 зритель.

77,25 кв. м
составляет площадь самого большого из известных на сегодня полотен Александра Герасимова, обнаруженного во время ремонта в Центральном павильоне ВДНХ. Картина, написанная в 1953 году и долгое время считавшаяся утраченной, изображает выступление Сталина перед делегатами Второго всесоюзного съезда колхозников и ударников труда 1935 года (именно на этом съезде было принято решение об организации в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки). Реставрационные работы займут около года, но, как обещают на ВДНХ, будут проходить прямо в павильоне, чтобы посетители смогли наблюдать за их ходом.

170 тыс. фотографий
времен Великой депрессии оцифровала Библиотека Конгресса США. Для онлайн-архива была разработана специальная платформа Photogrammar, позволяющая найти снимок не только по дате и автору, но и по интерактивной карте США. Таким образом, можно составить полноценную картину экономической и социальной жизни во время Великой депрессии и отыскать в огромной коллекции снимки нефтяников в Оклахоме, заброшенных ферм в Техасе или служащего макаронного цеха на фабрике в Квинси за работой.


Вышла автобиография сына террориста, пытавшегося взорвать башню ВТЦ

Зак Ибрагим родился в США, в семье американки и эмигранта из Египта Эль Саида Нусейра. В 1990 году, когда ему было семь лет, его отец застрелил лидера Лиги защиты евреев раввина Меира Кахане и был приговорен к пожизненному заключению, а в 1993-м, из тюрьмы, участвовал в подготовке первого теракта во Всемирном торговом центре, когда на подземной парковке северной башни был взорван заминированный грузовик. "Всю свою жизнь я пытаюсь понять, что привело моего отца к терроризму и есть ли для меня возможность выбора между насилием и терпимостью",— так в 2013 году Зак Ибрагим начал свою речь на конференции TED в Нью-Йорке. Спустя год, накануне годовщины взрыва Всемирного торгового центра, вышла основанная на этой речи книга "Сын террориста. История выбора", которую Ибрагиму помог написать главный редактор нью-йоркского Entertainment Weekly Джефф Джиллс.


Все тюрьмы США в новом проекте Джоша Бегли

Фото: prisonmap.com

"Prison Map" сетевого художника Джоша Бегли — подборка спутниковых фотографий американских тюрем до цензурной обработки Google и АНБ (стратегические объекты на спутниковых картах обычно ретушируются или заливаются черным цветом). Новый проект логично продолжает предыдущую, вызвавшую скандал инициативу Бегли — собрав такую же галерею снимков американских военных баз, в 2013 году художник разработал приложение для iPhone, позволяющее в реальном времени узнавать об авиаударах, наносимых американскими беспилотниками, координатах взрыва и числе жертв. Администрация iTunes не разрешила разместить приложение Drones+ в магазине, ссылаясь на то, что оно содержит "нежелательный контент", и оставила без комментариев заявление Бегли, что приложение всего лишь визуализирует доступные всем новостные сообщения.

Ульяна Волохова

Вся лента