Франсуа Олланд объясняет внутренние неудачи внешними проблемами

Президент Франции дал расширенную пресс-конференцию

Президент Франции Франсуа Олланд в четверг дал пресс-конференцию, в ходе которой попытался объяснить французам неудачи внутренней политики внешнеполитическими проблемами, в числе которых подъем терроризма в Азии и Африке и конфликт на Украине. По мнению парижского корреспондента “Ъ” АЛЕКСЕЯ ТАРХАНОВА, сделать это ему так и не удалось.

Четвертая расширенная пресс-конференция Франсуа Олланда состоялась в крайне неудачный для президента момент. Франция только что пережила смену правительства, вызванную «бунтом» министров. Рейтинг президента самый низкий за все время правления (им недовольны восемь французов из десяти). А книга бывшей подруги главы государства Валери Триервейлер нанесла болезненный удар по его имиджу. Тем не менее господин Олланд дал понять, что не собирается в отставку. «Я буду президентом до конца»,— заверил он.

Свою получасовую речь господин Олланд предпочел начать с анализа внешних угроз, которым противостоит Франция. Прежде всего это терроризм и мировые конфликты, в которые так или иначе вовлечена страна. Президент объявил, что принял решение нанести авиационные удары по боевикам «Исламского государства», но при этом подчеркнул: наземной операции не будет. Франсуа Олланд также добавил: военная операция будет осуществляться только на территории Ирака, о вмешательстве в ситуацию в Сирии речь не идет.

Есть ощущение, что Франсуа Олланд хотел повторить свой прошлогодний ход, который тогда спас его рейтинг,— объявление о начале операции в Мали. Однако с тех пор эту операцию стали вспоминать скорее в негативном смысле — как трату денег, которую страна не может себе позволить. Решение о нынешних ударах тем более противоречиво, что бомбить придется и граждан Франции. В рядах исламистов, по словам президента, сражается около 1 тыс. французских добровольцев, нелегально перебравшихся в Ирак и Сирию.

Далеко не на первом месте (в частности, после проблемы международного терроризма и эпидемии лихорадки Эбола) Франсуа Олландом был отмечен конфликт на Украине. По мнению президента, ход событий в этой стране не дает сейчас оснований ни для снятия санкций с России, ни для поставки ей кораблей Mistral. «Санкции дорого обходятся России, санкции дорого обходятся Европе»,— сказал президент, при этом выразив готовность организовать вместе с Германией новую встречу с Россией «в формате Нормандии». Речь шла о переговорах на высшем уровне, которые состоялись 6 июня во время празднования 70-летия высадки союзников.

На вчерашней пресс-конференции Франсуа Олланд вновь оправдал прозвище «Человек дождя», которое ему дали британские журналисты. Все вспоминают, как он промок до нитки в майский день инаугурации и стоял под проливным дождем на празднике 25 августа в Бретани (кадры президента, с которого рекой течет вода, вызвали довольно язвительные комментарии). Как нарочно, перед началом вчерашней пресс-конференции ударил гром и короткий ливень промочил не только президента, но и зал во дворце, где собирались журналисты. «Я не умею останавливать дождь»,— пошутил господин Олланд. После этого на президента пролился дождь вопросов, причем был он довольно холодным.

Ответы французского лидера, касавшиеся экономики и внутренней политики, разочаровывали. Журналисты отметили отсутствие конкретных предложений и точных цифр, которые президент так любил раньше. Помимо прочего Франсуа Олланд заверил, что не собирается менять курс своего премьер-министра Манюэля Вальса, слушавшего его из первого ряда. Господин Олланд дал понять, что окажет ему поддержку и при голосовании по бюджету, пригрозив недовольным роспуском парламента: «Если не будет доверия, народу может быть предложено обновить Национальное собрание».

«Результаты запаздывают, но они придут»,— попытался утешить французов президент Олланд, говоря об экономических показателях Франции. Когда именно «результаты придут», он не уточнил, сказав лишь, что задача сокращения бюджетного дефицита до 3% перенесена с 2015 на 2017 год. При этом велика вероятность, что после 2017 года, когда полномочия Франсуа Олланда закончатся, дефицит будет сокращать уже его преемник. Журналисты тут же поинтересовались планами на новые выборы, но господин Олланд отказался это обсуждать: «Я президент, а не кандидат». И правильно. Худшего момента для того, чтобы объявить о намерении выдвигаться на второй срок, представить себе невозможно.

Алексей Тарханов, Париж

Вся лента