Подсудимый доверился народу
Предполагаемый лидер ОПС «Татары» пожелал суда присяжных
В Верховном суде (ВС) начался процесс по уголовному делу бизнесмена Мунира Хабибуллина – предполагаемого лидера крупного организованного преступного сообщества (ОПС) «Татары». По версии следствия, он принимал участие в убийствах различных криминальных «авторитетов», являвшихся конкурентами ОПС. Подсудимый, который, как сообщалось ранее, признал вину частично, потребовал суда присяжных.
О том, что в ВС началось рассмотрение дела 43-летнего Мунира Хабибуллина, вчера сообщила прокуратура Татарстана. По данным надзорного органа, на предварительных слушаниях подсудимый заявил ходатайство о том, чтобы его судили присяжные заседатели. Председательствующий данное ходатайство удовлетворил. «По итогам слушания уголовное дело назначено к рассмотрению с участием присяжных. О результатах рассмотрения дела будет сообщено дополнительно», – обещают в прокуратуре. «Следующее заседание состоится в октябре и будет посвящено формированию коллегии присяжных»,— уточнили „Ъ“ в ВС.
Хабибуллину предъявлены обвинения по пяти статьям УК РФ: 210 (создание преступного сообщества), 209 (бандитизм), 126 (похищение человека), 105 (убийство), 327 (использование заведомо подложного документа). Он был задержан в 2012 году. После того как сообщество было разгромлено и 29 участников получили длительные сроки за многочисленные убийства, Хабибуллин скрывался по поддельному паспорту в Чувашии, где владел базой по изготовлению и переработке битумов. По данным прокуратуры, в 1990-х годах он являлся «одним из организаторов» нижнекамского ОПС «Татары» по кличке Миша и теперь «обвиняется в похищениях и убийствах преступных авторитетов в ходе конфликтов в период с 1992 по 2003 годы».
ОПС «Татары» было одним из самых мощных криминальных сообществ в Нижнекамске – насчитывало порядка 200 боевиков, вооруженных гранатометами, пистолетами, автоматами и взрывными устройствами. ОПС контролировало нижнекамские коммерческие структуры и рынки, занималось хищениями продукции местных химических предприятий, под его влиянием находились ОАО «Нижнекамскнефтехим» и «Нижнекамскшина».
Как считает следствие, господин Хабибуллин, в частности, имеет отношение к похищению и убийству в 2003 году двух криминальных «авторитетов» Пчелы и Бобра, которых «татары» заподозрили в покушении на одного из своих соратников. Первого сначала жестоко пытали в частной бане, затем задушили, обмотав голову скотчем, а труп утопили в проруби реки Кама. Другого похитили под видом бойцов ОМОНа, инсценировав его задержание, и поступили с ним так же.
Как сообщили „Ъ“ в ВС, в своем ходатайстве господин Хабибуллин не пояснил, почему пожелал суда присяжных. Не исключено, что он пошел на это, принимая во внимание опыт казанской ОПГ «Перваки». Следствие считает, что трое предполагаемых участников этой группировки совершили ряд убийств. Однако 28 марта 2013 года в ВС Татарстана присяжные впервые за всю историю борьбы с группировками в республике признали их вину недоказанной. Произошло это, несмотря на то, что один из фигурантов во всем сознался. Потом республиканской прокуратуре удалось отменить это решение в ВС РФ – по некоторым данным сейчас дело расследуется заново «по вновь открывшимся обстоятельствам». Тем не менее, опыт «Перваков» стали активно перенимать и воспользовались правом на суд присяжных фигуранты других дел, находящихся сейчас в ВС. Например, предполагаемые участники казанского ОПС «Хади Такташ» Сергей Тянулин и Илья Алаев, а также члены ОПГ «Новотатарка».
Как сообщало ранее следственное управление СКР по Татарстану, Мунир Хабибуллин свою вину признал, но частично, ведомство не уточняло, в чем именно.