Искусственный отбор
Арт-конкурс и арт-ярмарка стали светскими мероприятиями
Минувшая неделя выдалась весьма насыщенной для любителей современного искусства. С разницей в один день открылись выставка номинантов премии Кандинского, которую ежегодно вручает Breus Foundation предпринимателя Шалвы Бреуса, и арт-ярмарка современного искусства Cosmoscow в Манеже, организованная коллекционером Маргаритой Пушкиной. Там же, в Манеже, прошел благотворительный арт-аукцион в пользу фонда "Обнаженные сердца" Натальи Водяновой, в ходе которого удалось собрать более $200 тыс.
Одними из первых к Манежу со стороны Кремля подошли Татьяна и Валентин Юмашевы. Они внимательно осмотрели стенды арт-ярмарки Cosmoscow и ушли еще до наплыва светской публики. Хотя официально Cosmoscow открывалась только на следующий день, многие галереи уже вовсю зарабатывали. Совладелец "Триумфа" Дмитрий Ханкин успел продать коллекционеру Александру Певзнеру витражи одной из популярнейших российских арт-групп Recycle. В неоготической форме на этот раз было житие персонажей культового мультсериала "Южный парк". Исполнительный директор "Винзавода" Софья Троценко первым делом забронировала себе живописную работу Ольги Татаринцевой в галерее Pop/off/art. Владелец галереи Сергей Попов продолжал принимать поздравления по случаю организованной им ретроспективы Эрика Булатова, открывшейся неделю назад.
Гости готовились к благотворительному аукциону Off-white, деньги от которого должны были пойти фонду Натальи Водяновой "Обнаженные сердца". Все работы для торгов галереи и художники предоставили бесплатно. Но публика собиралась вяло. Галерист Мария Байбакова вообще поспешила улизнуть. Места в зале заняли директор ММСИ Василий Церетели, директор ИПСИ Иосиф Бакштейн, вернувшаяся из США дочь главы МИДа Сергея Лаврова Екатерина Винокурова. Все с надеждой поглядывали на галериста Гари Татинцяна, адвоката Александра Раппопорта, арт-директора фонда V-A-C Леонида Михельсона Терезу Мавика. Работы для аукциона помогала отбирать руководитель образовательного отдела "Гаража" Анастасия Митюшина.
Владелица галереи арт-подарков "Шалтай-Болтай" Валерия Роднянская сетовала, что презентация ее кинопроекта помешала попасть на вечеринку, которую по случаю своего 50-летия устроил исполнительный директор Дойче-банка в России Павел Теплухин. Слушая истории, как 250 гостей праздника переодели в пионеров и заселили в пионерский лагерь "Орленок", госпожа Роднянская одним глазом успевала следить за ходом аукциона. Она ринулась в бой, как только цена на лот "Пуля", видеодокументацию перформанса Таус Махачевой, начала расти. В итоге видео, в котором художница стреляет из пистолета Макарова в песок, досталось Валерии Роднянской за $11 тыс.
Основатель архитектурного бюро PH. D Лана Гринева забрала живопись Аиды Махмудовой, коллекционеры Тамаз и Ивета Манашеровы заполучили работу испанца Магуэля Леона Морено "Вина — это я". Алкогольная тема продолжилась лотом коллекционного шампанского Ruinart Rose в количестве двух бутылок. Почему-то дамы этот лот проигнорировали, за него торговались мужчины, и шампанское ушло за $10 тыс.
В целом аукцион шел крайне спокойно: сумма в $209,5 тыс. была собрана во многом благодаря профессионализму аукциониста Андреаса Румблера и переводившей его на русский супруге Сандре Недвецкой. Кстати, она же вместе с Маргаритой Пушкиной и возродила ярмарку Cosmoscow.
Часть гостей Cosmoscow накануне была замечена в бывшем кинотеатре "Ударник", где открылась выставка номинантов премии Кандинского. Пришедшие сетовали на отсутствие хоть каких-то заметных интерьерных изменений: конечно, все ждали, что господин Бреус волшебно облагородит это запущенное помещение, хотя ясно, что косметическим ремонтом тут не обойдешься. Пока же гости, среди которых были скульптор Зураб Церетели, совладельцы "Независимой газеты" Елена и Константин Ремчуковы, искусствовед Иосиф Бакштейн, архитектор Юрий Аввакумов и другие профессионалы и любители арта, с интересом осматривали работы победительницы прошлого года Ирины Наховой. Арт-деятель Марат Гельман осматривал выставку с младенцем Егором на руках, который, казалось, тоже был живо увлечен работами. Встретив господина Бреуса, отец и сын Гельманы немедленно вступили в диалог об искусстве, из которого выяснилось, что господин Бреус считает, что современные художники все меньше обращаются к политике и стали более интровертными. Господин Церетели в питоновом пиджаке привлекал удивленное внимание бледных начинающих художников, тенями перелетавших от объекта к объекту, но в первую очередь все-таки к бару Absolut. Между тем сам глава Академии художеств поочередно сжал в объятиях Константина и Елену Ремчуковых, а после перекинулся на господина Бреуса. И только художник Борис Орлов, видный деятель соц-арта, по секрету сообщил куратору Наталье Архаровой, что чувствует себя на таких светских мероприятиях некомфортно. То есть еще раз подтвердил тезис господина Бреуса об интровертности.