Кредиторы "Мечела" надеются на суд
Госбанки не верят в реструктуризацию его долга
ВТБ, которому "Мечел" Игоря Зюзина должен $1,8 млрд из $8,3 млрд чистого долга, не верит в его реструктуризацию и намерен обратиться в суд, если компания просрочит платежи, а ее владелец не согласится на конвертацию кредитов в акции. По данным ВТБ, аналогичной позиции придерживается и Сбербанк ($1,3 млрд долга). В "Мечеле" настаивают на эффективности своего плана финансового оздоровления с отсрочкой платежей на пять лет. Единой позиции по тому, как быть с проблемной компанией, до сих пор нет и у правительства.
ВТБ готов обратиться в суд с исками к "Мечелу", если компания не сможет обслуживать долговую нагрузку и по-прежнему будет не согласна на конвертацию долга в капитал, заявил в пятницу глава банка Андрей Костин. Конвертацию он назвал "не очень хорошим" вариантом: ВТБ к ней готов, потому что не видит, "как долговая нагрузка может обслуживаться". Однако предложения банка "пока не нашли поддержки". Предложенный "Мечелом" план оздоровления компании ВТБ не устраивает.
Гендиректор "Мечела" Олег Коржов в сентябре признавал в интервью "Ведомостям", что у компании есть просроченная задолженность по процентам, не уточняя детали. В "Мечеле" в пятницу этого также не раскрыли. Чистый долг "Мечела" составляет около $8,3 млрд, крупнейшие кредиторы — Газпромбанк ($2,3 млрд), ВТБ ($1,8 млрд) и Сбербанк ($1,3 млрд). С весны компания и банки обсуждают схемы реструктуризации долга, но безуспешно. Госбанки и Минфин поддерживали идею с реструктуризацией долгов "Мечела" при участии ВЭБа, но глава госкорпорации Владимир Дмитриев категорически заявил, что проект убыточен, и сумел убедить в этом правительство. Идея с выкупом железной дороги у "Мечела" ОАО РЖД за $2 млрд за счет средств ФНБ не нашла поддержки в Минфине, а сама монополия кредитоваться у банков под сделку не хочет.
В правительстве по-прежнему нет единой позиции о том, как поступить с "Мечелом". Глава Минэкономики Алексей Улюкаев в субботу согласился с Андреем Костиным и признал, что банкротство — "логичный" и "резонный вариант". Но глава Минпромторга Денис Мантуров назвал такую позицию "провокационной", добавив, что "безвыходных ситуаций не бывает". Вице-премьер Аркадий Дворкович вообще дистанцировал правительство от проблем "Мечела", сказав, что "у банков с компанией есть возможность договориться"
Вариант конвертации долга "Мечела", упомянутый Андреем Костиным, раскрывал Олег Коржов: ""Мечел" проводит допэмиссию, банки имеют право на конвертацию $3 млрд долга из $5,5 млрд в акции компании, в этом случае ВТБ, Газпромбанк и Сбербанк получили бы 75%, у акционера осталось бы 10%". Вчера топ-менеджер заявил, что в "Мечеле" все еще считают, что его собственный встречный план оздоровления, "включающий реструктуризацию задолженности на условиях отсрочки по выплате основного долга до пяти лет, снижения процентных платежей до уровня ставки ЦБ плюс 1-2% годовых и капитализации половины процентов на два года, является оптимальным". Заявление Андрея Костина о перспективе подачи исков Олег Коржов, по сути, не прокомментировал, отметив лишь, что в "Мечеле" "уважают позицию банка ВТБ и благодарны за готовность идти навстречу компании в части реструктуризации лизинговых договоров с ОАО "ВТБ Лизинг" на сумму более 10 млрд руб.".
Но ВТБ принципиально не согласен на реструктуризацию. "Делать липовые реструктуризации — это еще хуже, откладывать проблему на будущее, поэтому будем делать резервы",— заявил Андрей Костин. Он уточнил, что эту позицию разделяет Сбербанк, с которым она "постоянно координируется". С Газпромбанком "уровень координации несколько ниже". В банках отказались от комментариев. Но источник "Ъ", знакомый с ситуацией, говорит, что, если "Мечел" просрочит процентные платежи Сбербанку, он действительно может обратиться в суд. Олег Петропавловский из БКС сомневается в целесообразности судебного взыскания долгов "Мечела". Сами банки признают, что придется начислять резервы, решать проблемы с достаточностью собственного капитала, отмечает он, к тому же ни у одного кредитора нет контрольного пакета по залогам в активах "Мечела".