"Мало кто рассчитывал, что рубль войдет в систему CLS"

Международная система CLS отложила включение рубля в список расчетных валют, пишет РБК со ссылкой на гендиректора CLS Ника Мюррей-Лесли. Ведущий аналитик агентства "Финмаркет" Андрей Лусников обсудил ситуацию с ведущей "Коммерсантъ FM" Натальей Ждановой.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Принятие рубля должны были завершить к ноябрю, однако сейчас сроки сдвинуты из-за санкций в отношении России. По словам экспертов, кроме операционных и правовых аспектов, на ситуацию теперь влияет и международная обстановка. Новые сроки пока не установлены.

— Расскажите, пожалуйста, каковы основные проблемы вхождения рубля в CLS? Почему отложено?

— Насколько я понимаю, все-таки каких-то существенных проблем краткосрочного плана из-за того, что рубль в ближайшее время не войдет в эту систему, не возникнет. Потому что долгосрочный эффект мог бы быть очень хорошим, положительным, за счет того, что для того, чтобы рассчитываться в товарах и иметь возможность традиционными способами проводить расчеты в рублях, конечно, участие российского рубля в CLS было бы крайне благоприятно.

Сейчас рубль достаточно заметно вовлечен в торговлю на международном рынке, но только в срочном сегменте, например, активно заключаются контракты NDF, по рублю есть фьючерсы на ряде бирж, в том числе, самое известное — это чикагские фьючерсы на рубль.

При этом все-таки именно в спот-обороте рубль в международном плане задействован весьма и весьма слабо, и в случае, если бы рубль вошел в число валют, которые поддерживаются CLS, соответственно, было бы, наверное, более естественно предполагать какие-то расчеты именно рублевой зоны, выходящей на глобальные рынки. Но здесь это основной сегмент, то есть понятно, что нынешние сложности действительно резко сокращают возможности банков для обращения на этих рынках.

Я напомню, что санкции наложены на крупнейшие российские банки, которые, соответственно, и были первыми кандидатами на вхождение в систему CLS.

— Скажите, насколько ожидаемым было принятие этого решения в ноябре участниками рынка? Расстроятся сейчас они или нет, и вообще насколько сейчас этот процесс может затянуться?

— Я могу предположить, что все-таки мало кто рассчитывал на то, что рубль все-таки войдет в эту систему, учитывая тот информационный фон, который в последние месяцы у нас наблюдается, те проблемы, давление на крупнейшие российские финансовые институты. То есть, опять же, я могу предположить, что, даже если бы рубль вошел в эту систему, все равно было достаточно медленно и постепенно его принятие, использование в таких международных расчетах. Поэтому я не думаю, что есть непосредственное влияние на текущие проблемы, и, более того, на текущую ситуацию с рублем.

Вопрос именно в том, что это некий длительный процесс, может быть, в связи с некими политическими событиями этот процесс прервался. Но если Россия будет стратегически, долгосрочно дальше двигаться в плане интеграции в международные рынки, то, очевидно, этот вопрос может быть поднят и через полгода, и через год, и через несколько лет. Здесь ничего принципиально не меняется, потому что это именно процесс, занимающий десятилетия постепенного вхождения в международные финансовые рынки. Здесь, в данном случае, рынок вырос, то есть это, естественно, основу имеет.

Вся лента