Деньги из граждан
Светлана Сухова предупреждает: повышение цены на электричество, воду, тепло будет более серьезным, чем предполагалось
Кризисные явления в российской экономике, усугубленные последствиями санкций, вынуждают власть активизировать процесс по изысканию средств в бюджеты всех уровней. Привычные источники доходов — экспорт энергосырья и развитие бизнеса — оскудели: нефть падает в цене, а предпринимательство, особенно среднее и малое, чахнет. По подсчетам экспертов, доходы казны могут уменьшиться в ближайшие годы на 1,5-2 процента ВВП, еще как минимум процент ВВП "съедят" санкции. В таких декорациях удержаться от соблазна залезть в карман граждан практически невозможно. Как залезают, изучал "Огонек"
О том, что с деньгами в отечестве будут проблемы, скучные эксперты всерьез заговорили еще прошлой осенью, сопоставив неутешительные экономические прогнозы с величественным размахом пожеланий и обязательств, которые взвалила на себя российская казна.
Новый год, правда, встречали со сдержанным оптимизмом, хотя уже тогда многих насторожило, что в выступлениях официальных лиц участились ссылки на потенциал страны и резервы, которые надо изыскать для нового роста. Когда высокие чиновники поминают потенциал и резервы, это всегда не к добру. Тревоги, правда, улеглись на время — яркой звездочкой промелькнули три безмятежные недели сочинской Олимпиады, когда казалось, что нам вообще все по плечу. Но дальше грянули украинские события во всей красе, и наступило счастливое обретение Крыма вместе с несчастливыми последствиями в виде санкций.
И вот с той поры, то есть уже с весны, стенания по поводу того, что "денег нет и неизвестино", раздаются с разной высоты трибун едва ли не каждый день. Выясняется, что при прогрессирующих сложностях в экономике (рецессия, бегство капиталов, инфляция, санкции, закредитованность, дефицит заемных средств и пр.) не хватает всем и на все. А поскольку вместе с этим пришло устойчивое понимание того, что традиционные источники (имеющийся налоговый арсенал, доходы от нефти и газа) бреши в бюджетах не закроют, стало очевидно: последний стратегический резерв — кошельки граждан.
Цыплят по осени считают
Теперь в самый раз присмотреться, как государство собирается залезать в карман россиян. Периметр действий, в принципе, уже очерчен: это накопительная часть пенсий, налог на недвижимость по новой схеме расчета, введение пакета региональных налогов (налог с такси, ресторанов и т.д.). Но самый многообещающий по отдаче источник для латания бюджетных дыр — это, безусловно, плата за услуги ЖКХ. Именно эта "поляна" и будет осваиваться в ближайшее время.
Население входит в отопительный сезон, имея на руках коммунальные платежки с включенной в них обязательной платой за капремонт, с перспективой в будущем году для ряда регионов введения соцнорм потребления электричества и с планами по появлению оных на воду и тепло вкупе с ростом тарифов на все перечисленное.
Занятно, что ранней весной правительство меняло сроки повсеместного введения соцнорм. По электропотреблению перенеся их на два года вперед (с 1 июля 2014 года), а по воде и отоплению вообще отложив в долгий ящик — пока соответствующими счетчиками не обзаведется подавляющая часть населения (на сегодня ими оснастили чуть более половины домов и квартир). Но за лето-осень ситуация изменилась, санкции дали себя знать, наложившись на естественные процессы в экономике, и вместо отсрочки процесс решено активизировать: уже 1 октября правительство должно озвучить президенту предложения по соцнормам на электричество, а 1 ноября планирует вернуться к обсуждению сюжета о введении норм на воду и тепло. При этом обещанное ограничение роста тарифов (по формуле инфляция минус 30 процентов) уже отменено. Это неумолимо означает: повышение цены на электричество, воду, тепло будет более серьезным, чем предполагали.
Золотые киловатты
Российское правительство, говоря о перспективах введения соцнорм на потребление электроэнергии, анонсировало две цели: научить россиян экономить и добиться "экономически обоснованной" цены за киловатт-час. Сейчас тариф такой, что за граждан "доплачивают" предприятия, для которых цена электричества выше (так называемое перекрестное субсидирование). На Западе — все наоборот. Звучит вроде логично. Хотя есть и другая логика: уж если ставить целью повышение стоимости 1 кВтч до 7-12 рублей (аналог европейской цены), то следует выводить на европейский уровень российские зарплаты, пособия, пенсии. И принимать в расчет, что, по официальным данным, граждане потребляют лишь 10-12 процентов всех энергоресурсов — остальное "жжет" промышленность. И чтобы население смогло компенсировать выпадение доходов от снижения тарифов для промпотребителей, его впору учить тратить, а не экономить. Ведь, по подсчетам главы комитета Думы по ЖКХ Галины Хованской, в России средний расход электричества на человека в месяц — 96 кВтч, в Финляндии — в 4 раза выше, даже экономные немцы "жгут" в 2 раза больше, британцы — в 2,5 раза, американцы — в 4 раза. Проблему представляет и общее снижение энергопотребления в России, и то, что промпредприятия стараются, если есть оказия, обзавестись собственной генерацией и уйти из единой энергосистемы (ЕЭС) (5,7 процента из них так уже и сделали), где киловатт-час в 1,5-2,5 раза дороже.
Так в чем же "фишка"? Почему так остро понадобились соцнормы именно теперь? Ответ, как полагают эксперты, достаточно прост: сфера энергоснабжения — единственная в системе ЖКХ, где можно обеспечить надлежащий контроль и учет при проведении любых реформ — более 90 процентов жилфонда оборудованы счетчиками. И внедрение соцнорм предоставляет здесь куда большее пространство для финансового маневра. Достаточно будет, введя нормы, уменьшать их размеры при одновременном повышении тарифов. Насколько в этом случае мог бы быть весомым скачок в доходах? Для сравнения: только из-за того, что тарифы на электричество в этом году будут индексироваться в соответствии с инфляцией, а не по формуле "инфляция минус 30 процентов" (как было обещано правительством), россияне в ближайшие три года заплатят за электричество дополнительно 20 млрд рублей.
Пример не заразителен
Пилотные достижения не впечатляют
В пяти регионах — Владимирской, Орловской, Нижегородской областях, Красноярском и Забайкальском краях — соцнормы потребления на электроэнергию стали вводиться почти 10 лет назад — в 2005-2006 годах. С сентября 2013 года к этой пятерке присоединилась Ростовская область, и было официально объявлено о старте федерального пилотного проекта.
Первоначально предполагалось, что при расчете норматива будут учитываться следующие параметры: тип населенного пункта, количество человек, проживающих в домохозяйстве, наличие электроплит и электропитательных установок в доме, состояние жилья (ветхое и аварийное жилье предполагалось перевести в отдельную категорию), среднее потребление электроэнергии в регионе. Но региональные власти все свели к двум вариантам: или установка низкого порога соцнормы — от 50 кВтч на человека в месяц с умножением нормы на число проживающих и исключением общедомовых расходов на электричество, или повышение планки до 190 кВтч с включением в них и общедомовых трат. Минул год...
Почти во всех пилотных регионах базовые ставки соцнормы выросли. В Нижегородской области, например, цена киловатта по дневному тарифу составляет сегодня 2,88 рубля (в пределах соцнормы), а по ночному — 1,41 рубля. Для сравнения: год назад цифры были 2,76 и 1,35 рубля соответственно. Превышение нормы дает другой тариф — 5,43 рубля за 1 кВтч днем и 2,81 рубля ночью. То есть без малого в два раза выше.
Плюс приходится платить и за общедомовые киловатты — лифты, свет в подъезде. Эти траты делятся на число квартир, что в типовых новостройках составляет по 20-40 кВтч на квартиру. Тариф для общедомовых нужд при этом приближен к дорогому дневному — 2,83 рубля за 1 кВтч. А в Орловской области общедомовые траты просто включили в соцнорму, которая установлена в 190 кВтч. Орловский тариф на электричество выше — 3,08 рубля за 1 кВтч в пределах нормы.
Занятно, что еще до начала федерального эксперимента был подсчитано, что потребности жильцов типовой "двушки" (семья из трех человек) — 228 кВтч в месяц без учета общедомовых трат.
Вода с перспективой
Само введение соцнорм по потреблению воды отложено в долгий ящик, но в ноябре этот вопрос все же будет поднят в правительстве. Официальная причина отсрочки — отсутствие счетчиков у половины домов и квартир в стране (по данным Росстата, ими оборудовано 57,5 процента жилкомхоза). Чтобы ускорить процесс оснащения приборами учета, правительство намерено с 2015 года увеличить нормативы потребления воды в домах, где счетчики отсутствуют, а в дальнейшем поднимать планку каждые полгода. Идея проста: нынешние нормативы, например, в Москве завышены в три раза по сравнению с реальными потребностями жильцов. Те из москвичей, кто обзавелся счетчиками, это знают не понаслышке — они платят в 2-2,5 раза меньше, чем соседи, поленившиеся их установить.
Впрочем, и со счетчиками, и в отсутствие соцнорм потребления воды россияне начнут платить больше уже с нового года: согласно поправкам в Налоговый кодекс, с 2015-го вырастет ставка водного налога — с 70 до 90 рублей за тысячу кубометров. И потом в течение 5 лет она будет подрастать ежегодно, так что к 2019 году вода обойдется россиянам в 3 раза дороже, а предприятиям — в 3,4 раза, чем теперь.
Безусловно, будет работать и "тарифная перспектива". По данным замглавы комитета Госдумы по ЖКХ Елены Николаевой, в среднем тарифы выросли с 1 июля на 4,2 процента: по водоснабжению — на 4 процента, на электроэнергию — 6 процентов, на газ — 4 процента. Но осень только началась, и влияние таких факторов, как падение цен на нефть, экономических санкций, стагнации и рецессии экономики, с холодами только обостряется. С 1 ноября во многих субъектах Федерации обещан очередной подъем тарифов. А по итогам года он может оказаться выше прогнозов правительства (6 процентов). Вопрос только, насколько?
Ты как хочешь это назови...
Каждому новом году — новые налоги
Вместо налога с продаж, вызвавшего негативную реакцию населения, правительство решило взимать с 2015 года сборы с предпринимателей, работающих в сферах торговли, общественного питания, услуг такси и туризма. И по традиции это очередное непопулярное решение было доверено провести региональным властям. Полученные в результате средства пополнят сильно оскудевшие в последние годы муниципальные бюджеты. Ставки сборов предполагается увязать с показателями масштаба и доходности бизнеса. Так, для розничной торговли может иметь значение расположение объекта и площадь торгового зала, для ресторанов и кафе — месторасположение, опять же площадь и количество мест, для такси — количество единиц подвижного состава, а гостиницам посчитают дни проживания. При этом верхний предел сборов будет ограничен законодательно. Прогнозируемый эффект от их введения оценивается в 50-70 млрд рублей, что в 4 раза меньше того, что ожидали от введения налога с продаж. Но зато собираемость сборов будет куда более высокой. С другой стороны, учитывая опыт введения аналогичных сборов в разных странах, можно не сомневаться, что бизнес заложит эти издержки в цену. А значит, платить в конечном счете все равно придется потребителям. То есть россиянам.
Беспокойное хозяйство
Согласно недавно принятому закону, теперь каждый владелец квартиры обязан отчислять ежемесячно некую сумму или на счет своего дома, или же в региональный фонд капремонта. Во втором случае на его деньги будут ремонтировать другие дома в порядке очередности.
Понятно, что такая схема экономит немалые суммы для местных бюджетов. По просьбе "Огонька" замгубернатора Владимирской области Алексей Конышев озвучил такие цифры: в этом году область получила 500 млн рублей на капремонт от граждан и 150 млн было выделено из бюджетов разного уровня.
Получается 1: 3,3. Это и есть пропорция, которая определяет "гражданский вклад" в коммуналку по одной только статье расходов. В масштабах страны отдачу от принятия простенького закона по капремонту пока не посчитали, но нет сомнений — итоговая цифра окажется весьма внушительной.
Занятно, что господин Конышев из Владимирской области этот полумиллиардный бонус "целевым" не считает — власть вправе ограничиться на ремонтные цели выделенными именно под эту статью расходов 150 млн, не добавляя к ним более ничего. Такую позицию понять можно: в условиях нарастающих финансовых проблем для российских регионов, обремененных социальными обязательствами, любые допдоходы, полученные с населения,— это шанс залатать бюджетные прорехи.
Или хотя бы не тратить госсредства. Ведь главная проблема российского ЖКХ — состояние коммуникаций, инженерных сетей, инфраструктуры. "На Западе государство регулярно инвестирует в поддержание и развитие инфраструктуры ЖКХ огромные средства, а в России хоть бы раз масштабно вложились, отремонтировали и уже дальше эксплуатировали",— поделилась с "Огоньком" глава некоммерческого партнерства "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева. Но желающих платить за "ничейные" трубы нет. Вот и получается так, как в Новгороде, где в момент сдачи этого номера "Огонька" прорвало единственную канализационную трубу и свыше 200 тысяч человек остались без воды на полсуток.
Остается добавить, что законотворческая мысль не дремлет: по имеющимся у "Огонька" сведениям, страну вскоре ожидает презентация нового закона — речь в нем пойдет о мусоре. Казне он сулит немалые доходы. Гражданам, разумеется, предстоит платить...
Народный ответ
Пока население заставляют учитывать потребленные литры, кубометры и киловатт-часы, а после исправно за них платить, наш изобретательный народ не забывает старые и придумывает новые способы "минимизировать" коммунальные счета
Дедовские способы обмана по-прежнему в ходу. Как встарь, особенно на дачах, умельцы запитываются электричеством прямо от проводов, в обход счетного устройства. Там, где счетчики совсем древние, их как в советское время блокируют, пропустив через щель под корпусом фотопленку.
С новыми измерительными приборами старые фокусы не проходят, и тут действие рождает противодействие. Популярная "контрмера" у любителей сэкономить на платежках — манипуляции с защитными пломбами. Это позволяет энтузиастам жанра залезть внутрь прибора и либо затормозить счетчик, либо выключить, либо вообще отмотать показатели назад.
Другие умельцы приспособились воздействовать на счетчик снаружи с помощью электрошокера или даже специально собранного устройства. Но тут уже нужны определенные электротехнические навыки. А в случае ошибки можно запросто испортить дорогой прибор. Тогда вместо экономии придется покупать новый счетчик.
Распространенный способ, не требующий особых умений,— заблокировать колесики с цифрами с помощью мощных магнитов. Тут уже не только об электросчетчиках речь, но и о водяных с газовыми. Производители такую диверсию засекли и в ответ стали оборудовать приборы антимагнитной защитой, которую приходится преодолевать все более мощными магнитами. Теперь производители приборов вынуждены идти на новый виток — счетчики начали комплектовать устройствами, которые при появлении мощного внешнего магнитного поля сигнализируют о несанкционированном вмешательстве.
Рационализаторы платежек откликнулись и на это: на рынке "альтернативных услуг" появилось новое предложение — изготовление жучка с дистанционным управлением. Умелец покупает подходящий счетчик, срывает пломбы, вставляет жучок и несет прибор на проверку. При аккуратном исполнении никто не заметит вмешательства в конструкцию. После того как счетчик опломбируют вторично, его можно будет включать пультом-брелком. Или не включать.
Налицо закономерность: новые виды счетчиков порождают у населения новые хитрости. К пример, у большинства приборов учета воды имеется фильтр и специальная пробка для чистки этого фильтра. Она не пломбируется, чем догадливый народ и пользуется. Подробные рекомендации имеются в Сети: достаточно якобы просто скрутить пробку, запихнуть шланг и сливать воду в нужном количестве. Либо, как пишут, просунуть в трубу тросик, который затормозит турбину фильтра или даже остановит.
Фанаты экономии на коммунальных расходах способны на многое. Известны случаи, например, когда умельцы отматывали водяной счетчик назад с помощью тяги пылесоса. Правда, поддается такому насилию не каждый прибор.
С газом приемы похожие. Можно и тросик вставить, и пылесосом счетчик назад отмотать. Правда, риск тут выше: на кону не просто шанс залить соседей, как при манипуляциях с водой, но и натурально устроить взрыв. Поэтому рискуют немногие.
В интернете широко налажена продажа "надежных и безопасных" способов обмануть газовый счетчик, да и не только газовый. Всем желающим предлагается скачать файл с описанием и схемой, а пароль для его открытия обещают прислать после перечисления денег на счет. Просят недорого — по 200 рублей за способ или от 1 до 2 тысяч за полный набор вариантов. Некоторые такие сайты предлагают заодно купить программы для подделки чеков или взлома электронных почтовых ящиков.
На запросы типа "заблокировать счетчик воды" и "вывести из строя электросчетчик" поисковики выдают от 500 тысяч до 2 млн (!) страниц. И буквально на каждой вам попытаются что-то продать. Например, особо мощные магниты (до 3,5 тысячи рублей за штуку) или даже готовые счетчики с дистанционным управлением. Последние выглядят совершенно как настоящие изделия разных фирм, от простеньких бытовых до мощных промышленных, и часто снабжены заводскими пломбами. Правда, стоят модифицированные приборы в несколько раз дороже оригинала.
Все это убеждает: в стране возникает новый рынок услуг — обслуживание граждан, не желающих платить за свет, воду и газ, становится весьма прибыльным бизнесом.