Первая мировая Вена
Столица Австрии погрузилась в события столетней давности
Выставка история
Выставки о Первой мировой войне, открытые сейчас в Вене, напоминают об оружии массового поражения, которое не стреляет. В пучины идеологии и битвы образов погрузился специально для "Ъ" АЛЕКСЕЙ МОКРОУСОВ.
21 июня 1914 года умерла баронесса Берта фон Зутнер, бывший личный секретарь Альфреда Нобеля и знаменитая пацифистка. Тираж ее книги "Долой оружие!" составлял к тому времени более 400 тыс. экземпляров. Европейские газеты много писали о покойной — в отличие от оставшегося практически незамеченным официального визита, начавшегося 25 июня. В Боснию прибыли наследник австрийского престола Франц-Фердинанд и его жена Софи. С последствиями их путешествия мир до сих пор не в состоянии разобраться. Но уже в день смерти наследника газеты начали впадать в ура-патриотический тон, призывая все как один сплотиться вокруг трона ради "блеска короны и чести империи".
Следуя этим призывам (а во вражеском стане — тем же лозунгам, но с противоположным вектором), в следующие четыре года в мире погибло более 17 млн человек, еще 20 млн были искалечены. Война велась даже в Иерусалиме — об этой забытой странице истории напоминает выставка в Еврейском музее Вены, посвященная участию евреев в Первой мировой войне. Всего в австрийской столице сейчас проходит с десяток экспозиций, посвященных катастрофе столетней давности. Так, канцелярия федерального канцлера рассказывает о роли массмедиа в войне: сто лет назад их могущество стало восприниматься как оружие, никогда не стреляющее холостыми.
В парадном же зале Национальной библиотеки Австрии показывают выставку "К моим народам!", названную так по манифесту кайзера Франца-Иосифа об объявлении войны, представленному в виде печатной афиши. Основой выставки стало военное собрание бывшей придворной библиотеки. Уже летом 1914-го ее директор Йозеф Риттер фон Карабечек озаботился собиранием коллекции, которая должна была запечатлеть победу австрийского духа. К моменту распада Австро-Венгерской монархии она насчитывала более 52 тыс. плакатов и литературных текстов, а также открытки полевой почты и другие архивные документы. Одних лишь фотографий оказалось более 30 тыс. Для выставки фотоснимки отобрали из 118 альбомов, выполненных так называемым военным пресс-кварталом, специальным пропагандистским подразделением, большая их часть показывается впервые.
Не все документы на выставке датированы годами войны. Например, письмо, извещающее писателя Роберта Михеля о том, что его призовут в случае мобилизации, было отправлено в ноябре 1912 года. Многие экспонаты до боли знакомы и жителям других стран — плакаты "Бойся шпионов!" и "Соберем деньги на подводную лодку", школьные сочинения на тему "Каким образом я бы победил Англию". Детей в качестве инструмента пропаганды использовали вовсю, по обе стороны фронта, в школах рисунки на военные темы были частью учебной программы. В Вене показывают, например, рисунок мальчика из Граца "Стрельба из орудий австрийского корабля": страна еще имела выход к морю, но в данном случае, судя по всему, бомбардировке подвергся берег озера.
Важное место занимает и рассказ о женской доле. Мало того что женщины заместили на рабочих местах 8,5 млн мужчин, ушедших умирать неизвестно за что, так еще и сами служили в армии. На открытке "Железный цветок" изображена красавица со снарядом на плече: пришло время убивать, время рожать еще не наступило.
Представлен и рекламный плакат огромной военной выставки в венском народном парке "Пратер", прошедшей в 1916 году. Она демонстрировала не подозревавшему о скором поражении населению трофеи, австрийскую артиллерию и корабли, а также бесчисленные военные ленты. Строили выставку 250 российских военнопленных — и все ради того, чтобы представить Австро-Венгрию как "культурную нацию". Задача, сформулированная неизвестным интеллектуалом век назад, напоминает, каким талантом нужно обладать пропагандисту, чтобы ложь была большой, а наказание за нее — маленьким или вовсе никаким.