Организация антитеррористических наций
Борьба с радикальными исламистами толкает США и Россию к взаимодействию
Президент США Барак Обама создает глобальную коалицию против группировки "Исламское государство". В среду глава Белого дома изложит план борьбы с исламистской угрозой в послании Генассамблее ООН, после чего в качестве председателя проведет заседание Совбеза, который рассмотрит предложенную США резолюцию по борьбе с международным терроризмом. Столкнувшись с острой нехваткой поддержки со стороны западных и региональных союзников, для противодействия исламистам США вынуждены договариваться о совместных действиях с Москвой, поддержка которой может оказаться решающей.
Ежегодное обращение президента США к Генассамблее ООН в Нью-Йорке прозвучит 24 сентября. В форуме примут участие около 90 глав государств, 50 премьеров и вице-премьеров, более 40 глав МИДов (РФ будет представлять Сергей Лавров). Ключевой темой сессии станет противодействие международному терроризму. При этом США готовы приложить максимум усилий для того, чтобы тон форуму задал именно Барак Обама.
Как сообщила советник президента США по национальной безопасности Сюзан Райс, через считаные часы после выступления с трибуны Генассамблеи в среду вечером Барак Обама поведет под своим председательством "знаковое заседание Совбеза, посвященное противостоянию угрозе международного терроризма". Говоря о необходимости выработки "всеобъемлющего подхода в борьбе с группировкой "Исламского государства"", госпожа Райс пояснила: "Мы надеемся, что в ходе этой сессии удастся одобрить резолюцию по седьмой главе устава ООН, в которой будут подробно прописаны международные обязательства по борьбе с экстремизмом".
У разных американских администраций складывались непростые отношения с ООН, в которой в Белом доме нередко видели организацию, бросающую вызов американскому лидерству. Барак Обама второй раз за время своего президентства намерен появиться в Совбезе. Впервые он председательствовал на заседании, посвященном нераспространению ядерного оружия, пять лет назад — в сентябре 2009 года. Новый всплеск интереса Барака Обамы к ООН и механизму Совбеза обусловлен нарастающими проблемами, с которыми Белый дом столкнулся в последние месяцы в попытке найти противоядие для новой угрозы — со стороны "Исламского государства" (ИГ).
Многочисленные заявления президента Обамы и его ближайшего окружения, призванные разъяснить стратегию США по борьбе с действующей на территории Ирака и Сирии террористической группировкой, зачастую противоречили друг другу. После того как 10 сентября Барак Обама изложил свою стратегию борьбы с ИГ, советник президента Сюзан Райс и госсекретарь Джон Керри категорически отказались признать, что США считают ИГ военным противником. Представитель же Пентагона контр-адмирал Джон Кирби прямо объявил: "Мы находимся в состоянии войны". По мнению экспертов, это свидетельствует о некой растерянности американской администрации и отсутствии у нее ясного понимания, что нужно предпринять для победы над угрозой, которая может оказаться более серьезной, чем "Аль-Каида".
На фоне этой путаницы предпринятые США накануне Генассамблеи ООН усилия по созданию новой "коалиции воли" из числа западных и региональных союзников для борьбы с ИГ не принесли желаемых результатов. Прошедшая в Париже международная конференция продемонстрировала: многие союзники Вашингтона воевать против ИГ не хотят (см. "Ъ" от 18 сентября).
В этой ситуации для Вашингтона становятся все более востребованными механизм ООН и взаимодействие со странами, находящимися в другом лагере, в частности с Россией. Как заявили в воскресенье в Белом доме, в ходе общеполитической дискуссии в Нью-Йорке состоится встреча госсекретаря Керри с главой МИД РФ Сергеем Лавровым, в ходе которой американская сторона попытается прояснить вопрос о возможной роли Москвы в создаваемой коалиции против группировки ИГ.
Как уже писал "Ъ", Россия может поддержать подготовленную США резолюцию СБ ООН об иностранных боевиках-террористах, которая будет вынесена на рассмотрение Совбеза в среду. Резолюция призывает резко активизировать борьбу с иностранными боевиками, участвующими в вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке и в Северной Африке (см. "Ъ" от 16 сентября). По оценке спецслужб США, только в Сирии и Ираке на стороне экстремистов воюют 12 тыс. граждан из 74 стран.
Источник "Ъ" в российских дипломатических кругах сообщил, что документ в целом уже согласован пятью постоянными членами СБ ООН и сейчас обсуждается десятью непостоянными членами. По словам же источника "Ъ" во властных структурах РФ, Москва предварительно поддержала американскую резолюцию, поскольку сама "давно обратила внимание на описанный в ней опасный феномен". Между тем, по его словам, для РФ принципиально важно, что в проекте документа говорится именно о противодействии ИГ, "Джебхат ан-Нусре" и другим радикальным группировкам, связанным с "Аль-Каидой".
Дело в том, что в Москве обратили внимание на заявления ряда представителей Госдепа, из которых можно было сделать вывод, что Вашингтон хотел бы распространить действие документа и на другие регионы. А ряд западных стран до нынешнего перемирия в Донбассе поддержали требование Киева признать "террористическими группировками" ДНР и ЛНР, против чего Россия резко возражала. И если в последний момент в текст резолюции внесут расширительную формулировку, Россия, по словам собеседника "Ъ", может ее заветировать.