За вклад в будущее
Мария Портнягина — о том, куда движется Нобелевская премия
На минувшей неделе были объявлены лауреаты Нобелевской премии. Самая престижная в мире награда, которая вручается за достижения прошлого, в этом году была ориентирована на перспективу
Нобелевская премия ведет историю с начала XX века и все время была настоящим "островком стабильности". Имена ее новых обладателей объявляются ежегодно в начале октября. Этот год не стал исключением. Даже в нынешней напряженной обстановке в мире премия, как и прежде, привлекла широкое внимание. Однако волна кризиса докатилась и до нее. Нобелевскому фонду, который управляет наследием основателя премии, шведа Альфреда Нобеля, пришлось затянуть пояса, чтобы удерживать награду на привычно высоком уровне. Начали с сокращения размера премиальных, которые вручаются по каждой из 6 номинаций: с 2012-го их урезали на 20 процентов и теперь это 8 млн шведских крон (около 1,1 млн долларов США). На торжественной церемонии вручения премии, которая пройдет в Стокгольме 10 декабря, экономить пока не планируется, но в фонде озадачены, что делать дальше. Впрочем, главное в Нобелевской премии — не чек на крупную сумму, а престиж, который не подточила даже критика решений Нобелевского комитета. Традиционно больше всего вопросов к Нобелевской премии мира. Достаточно вспомнить неутихающие дискуссии из-за вручения этой награды американскому президенту Бараку Обаме в 2009-м. Обладателя Нобелевской премии мира 2014 года назовут уже после сдачи этого номера. Известно, что набралось 278 претендентов, из них 47 — это общественные и международные организации (по традиции список опубликуют не раньше чем через 50 лет). Но на фоне нарастания конфликтности в мире любой результат, вероятно, будет бурно обсуждаться.
Иначе дела обстоят с лауреатами премии по физике, химии, физиологии и медицине. Конечно, здесь выбор тоже не всегда безусловен. К таким спорным решениям относят, например, награждение в 1949-м португальца Эгаша Мониша за открытие терапевтического воздействия лоботомии. Сейчас же дискуссии если и возникают, то из-за того, кого считать первооткрывателем. По правилам в номинации может быть максимум три лауреата, но часто идею разрабатывали несколько ученых и даже в разных странах. Так, кстати, произошло буквально в прошлом году: Нобелевская премия по физике досталась Питеру Хиггсу и Франсуа Энглеру, которые в теории обосновали существование так называемой "частицы Бога" (бозона Хиггса), хотя похожую идею выдвигали одновременно с ними еще несколько физиков. Примечательный момент нынешнего года — солидарность научного сообщества, практически безоговорочно поддержавшего выбор лауреатов. И все же главное — это открытия, отмеченные премией: они указывают вектор движения мировой науки.
Нобелевская премия по физиологии и медицине присуждена в этом году трем ученым — Джону О`Кифу, американцу, работающему в Великобритании, и семейной паре из Норвегии — Май-Бритт и Эдварду Мозер — "за открытие системы клеток в мозге, которая определяет положение в пространстве". Для краткости и красоты слога ее нарекли "внутренним GPS в мозге". О`Киф пришел к открытию "клеток места" в начале 1970-х, но почти полвека ждал признания. Супруги Мозер выявили "клетки решетки" в 2005 году. Их случай показателен: чтобы удостоиться Нобелевской премии, вовсе не обязательно проходить проверку временем, как прежде.
— Эти клетки фактически обеспечивают внутреннюю мозговую систему координат,— поясняет "Огоньку" Борис Животовский, профессор МГУ и Каролинского института в Стокгольме (при этом институте действует Нобелевская ассамблея, которая определяет лауреата в данной номинации).— Это большое фундаментальное открытие. Пока можно только предполагать, как оно будет использовано на практике. Потеря ориентации в пространстве является симптомом при болезни Альцгеймера и других нейродегенеративных заболеваниях. В будущем выяснение механизмов этого феномена позволит найти способ их лечения.
Потенциальный вклад в изучение болезней Альцгеймера, Паркинсона и Хантингтона Нобелевский комитет также отметил, объявив обладателей премии 2014 года по химии. Тенденция налицо, и это неудивительно: по оценке ВОЗ, в мире живут около 40 млн человек с деменцией, к 2030-му их число удвоится. Награда досталась американцам Эрику Бетцигу, Уильяму Мернеру и немцу Штефану Хеллю за разработку методов флуоресцентной микроскопии. Нобелевская премия по физике в этом году тоже вручена с ориентиром на будущее. "Обычная электрическая лампочка светила весь XX век, светодиодная лампа осветит весь XXI век",— говорится в заявлении Нобелевского комитета об открытии синих светодиодов, за которое вручена награда. Синие светодиоды позволяют создать энергоэффективную и экологически чистую альтернативу традиционным лампам. Премию получили японцы Исаму Акасаки, Хироси Амано и Сюдзи Накамура, который уже 10 лет работает в США. Штаты в очередной раз заметно пополнили копилку Нобелевских лауреатов. Там есть "свобода исследований", считает Накамура. А вот национальность ученого, как завещал Нобель, значения не имеет.