Полусухой закон
Амурское заксобрание ограничило продажи спиртного
Вчера депутаты заксобрания Амурской области во втором чтении приняли закон, регулирующий розничную продажу алкоголя в регионе. Ограничения будут вводиться в три этапа, первые — уже с октября этого года, сразу после снятия введенного в августе прошлого года режима ЧС, на время которого губернатор Олег Кожемяко своим постановлением ограничил продажу спиртного в пострадавших от наводнения районах области. По расчетам областных чиновников, из-за ограничений закроются 400 из 2200 торгующих алкоголем магазинов и предприятий общепита.
Парламент Амурской области 24 голосами (всего в заксобрании шестого созыва 36 депутатов) поддержал губернаторский вариант так называемого «антиалкогольного закона». Первоначальный вариант законопроекта был представлен в феврале, однако после прохождения процедуры оценки регулирующего воздействия и общественных слушаний губернатор отозвал документ. Основные претензии касались установления минимальной торговой площади магазинов, которым разрешена торговля спиртным. Повторно, уже без этой нормы, закон внесли на рассмотрение в июньскую сессию, где его приняли в первом чтении. С его вступлением в силу будет запрещена продажа спиртного в торговых точках, расположенных в подвалах и на цокольных этажах жилых домов, а также в переоборудованных под магазины бывших квартирах (с апреля 2015 года). В реализующих алкоголь предприятиях общепита должно быть не менее шести столов и 24 посадочных мест (ограничение вступает в силу с января 2015 года), запрещена продажа спиртного на вынос и с 23 до 11 часов, а в магазинах торговать алкоголем можно с 11 до 19 часов. В дни «последнего звонка», выпускного и ряда других молодежных и детских праздников действует «сухой закон».
Зампредседателя комитета по бюджету, налогам, экономике и собственности заксобрания Дмитрий Жаровский внес три поправки, которые предлагали установить время продаж алкоголя с 11 до 21 часов (напомним, в окончательном варианте закона разрешение действует 11 до 19 часов), убирали для предприятий общепита ссылку на ГОСТ, который не является обязательным документом, а также разрешали торговлю в магазинах, переделанных из бывших квартир. Впрочем, ни одно из этих предложений депутаты не приняли. Единственным послаблением в сравнении с предложенным губернатором вариантом стало снижение минимального размера уставного капитала — у торгующих в населенных пунктах с населением менее одной тысячи человек предприятий он должен быть не меньше 300 тыс. руб.
Руководитель регионального отделения «Опоры России» Борис Белобородов назвал «подложенной под закон бомбой» тот факт, что новые положения второй версии законопроекта не прошли необходимую в таких случаях оценку регулирующего воздействия. «Если предприниматели будут обжаловать эти положения в судах и выиграют дело, то смогут рассчитывать и на возмещение убытков за счет бюджета»,— отметил господин Белобородов. Также представителя «Опоры России» удивила пассивная позиция прокуратуры и управления антимонопольной службы, которые, по его мнению, не обращают внимания на указанные недочеты.
«У нас больше года в девяти муниципальных образованиях запрещена продажа алкоголя, но там не снизилось число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения», - задался вопросом целесообразности вводимых ограничений Дмитрий Жаровский. Первый вице-премьер облправительства Вера Щербина заметила, что «проблемы есть», а министр внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства области Игорь Горевой переадресовал этот вопрос отсутствовавшим в зеле заседания полицейским. «Кто планирует пить, он по-трезвому купит и не будет такого что „одной много, двух мало, а три — в самый раз!“»,— заявил депутат Дмитрий Котелкин. Председатель комитета по социальным вопросам Галина Буслова остановилась на проблемах, связанных с возможным закрытием расположенных в жилых домах магазинов и потерей рабочих мест. «Перепрофилировать свое предприятие — это большой труд и средства. Нужно дать возможность сделать это чтобы предприниматели не пострадали»,— отметила госпожа Буслова. «По нашим оценкам ограничения приведут к закрытию или перепрофилированию 400 торговых точек из 2200, тогда как первый вариант законопроекта оставлял всего 10% от их числа»,— сообщил господин Горевой.