"Кредитование капитальных ремонтов многоквартирных домов является надежным бизнесом"
Без банковских кредитов невозможно решить масштабную задачу модернизации ЖКХ в России. Поэтому поставлена задача через пару лет во всех капвложениях ЖКХ довести долю заемного капитала до 30%. Но уже сейчас понятно, что кредитование ремонта или обновления инфраструктурных объектов и жилья превращается в интересный и выгодный бизнес для банков, которые охотно идут в эту сферу. В свою очередь, партнерство с банками вынуждает исполнительные структуры и производственные компании эффективнее контролировать качество работ и возврат заемных средств.
По словам Андрея Чибиса, заместителя министра строительства и ЖКХ РФ, одним из приоритетов модернизации ЖКХ в стране в 2015 году станет запуск кредитования капитальных ремонтов. И в этом национальном проекте не обойтись без денег коммерческих банков.
Как работает механизм кредитования капремонта квартирных домов?
Сегодня в девяти субъектах РФ реализуются пилотные проекты, на которых как раз тестируются те кредитные ставки, по которым банки готовы кредитовать. Отрабатываются те механизмы государственной поддержки, которые будут внедрены на федеральном и на региональном уровне. Кроме того, сейчас вырабатываются и те критерии, по которым будут оцениваться заемщики. Также мы планируем создать специальный финансовый институт, который будет страховать или гарантировать часть этих кредитов по аналогии с АИЖК (Агентство по ипотечному жилищному кредитованию.— "Власть"), которое запускало соответствующую программу ипотечного кредитования несколько лет назад. Соответственно, на основе всей проделанной работы и с учетом итогов работы пилотных проектов в девяти регионах мы уже окончательно сформулируем то, как будет работать эта система, куда обращаться, кто может быть заемщиком, какой длины кредиты будут софинансироваться государством и какие механизмы государственной поддержки в данном случае будут предусмотрены.
Выгодно ли это банкам?
Опыт банков и Восточной, и Западной Европы при всех кризисных явлениях мировой экономики показывает, что направление кредитования капитальных ремонтов многоквартирных домов является самым стабильным и надежным бизнесом. Потому что люди всегда будут жить в этих домах, люди всегда заинтересованы в том, чтобы в этих домах был свет, вода, тепло. Все хотят, чтобы им было комфортно. Поэтому банки, и российские банки в том числе, проявляют огромный интерес к этому рынку. Например, Банк Москвы уже утвердил типовой кредитный продукт по капитальному ремонту.
В рамках обозначенной программы какие банки наиболее активны?
Наибольший интерес проявляют региональные банки. Они во многом более динамичные, более гибкие в вопросах формирования продуктов для клиентов. Но есть интерес и со стороны федеральных банков. Мы не ограничиваем ни тех, ни других в выработке механизмов кредитования по нашим домам.
А с какими федеральными банками работаете?
Это вся первая десятка банков. В первую очередь Сбербанк, с которым мы работаем системно и централизованно. Сейчас они отрабатывают запуск масштабных проектов по кредитованию в филиалах. Например, Банк Москвы — один из наших ключевых партнеров. Далее — группа ВТБ, Газпромбанк, банк "Возрождение" и т. д.
Есть ли решения в отношении граждан, которым не справиться с банковскими процентами?
Решение мы будем принимать в конце года по результатам реализации пилотных проектов. На данный момент нам уже понятно, что ключевыми мерами государственной поддержки будет погашение части кредита либо части процентной ставки по кредитам на капитальный ремонт и поддержка мер, направленных на повышение энергоэффективности. Возможно, в форме специальных грантов. Мы, как государство, должны стимулировать собственников к повышению энергоэффективности их жилья. Это выгодно всем, и в первую очередь самим жильцам, потому что они будут экономить на плате за жилищно-коммунальные услуги.
Потому что мы считаем, что кредитование жилищно-коммунального хозяйства, безусловно, делает все процессы прозрачными. Именно поэтому президент поставил задачу по привлечению в сектор заемных средств. Так, в соответствии с указом президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N600 поставлена задача обеспечить к 2017 году объем привлечения не менее 30% заемных средств в составе капитальных вложений в ЖКХ.
Почему это важно?
Внешний кредитор всегда заинтересован в том, чтобы деньги вернулись. Это первое. Второе: тем самым мы привлекаем капитал в этот сектор. Сегодня у нас более трех миллиардов метров такого жилья и более двух миллионов многоквартирных домов. Емкость этого рынка оценивается, по самым скромным подсчетам, более чем в 130 млрд рублей ежегодно. Привлекая сюда кредитора, мы делаем процесс модернизации наших домов, процесс модернизации всей инфраструктуры ЖКХ прозрачным, а сами проекты — эффективными.
Какова доля многоквартирных домов, нуждающихся в капремонте?
Из 2 млн 250 тыс. многоквартирных домов в нашей стране почти половина сегодня нуждается в капремонте. Это не значит, что все дома требуют комплексного проведения капремонта, это значит, что у кого-то, например, уже дважды истек срок ремонта кровли. Кому-то необходимо менять лифт, кому-то необходимо менять инфраструктуру. Где-то необходимо делать комплексный капремонт. Почти половина из них сегодня нуждается в капремонте. И это, с одно стороны, говорит о масштабности проблемы, с другой стороны, это говорит о масштабности рынка, который открывается как для кредитных организаций, так и для строительных компаний. Поэтому, запуская этот большой ремонт, запуская масштабные региональные программы, мы открываем региональные рынки, создаем новые рабочие места и делаем жизнь наших граждан комфортнее и безопаснее, не боясь того, что этот дом превратится в аварийный и в нем будет небезопасно жить.
А в рамках программ по сокращению ветхого жилого фонда?
Ветхий фонд — это фонд с уровнем износа более 60%. Этот фонд можно отремонтировать и модернизировать. Его не нужно сносить. Аварийный жилой фонд — это то жилье, которое признано аварийным, в котором уже жить нельзя. У нас есть задача расселить аварийный фонд, который сформировался по состоянию на 1 января 2012 года. Согласно этому плану, до сентября 2017 года мы должны переселить из трущоб более 777 тыс. человек. Всего такого жилья зафиксировано 11 млн 365 тыс. кв. м. Это задача первого этапа.
Как идет реализация этой программы?
Сегодня мы вышли на те темпы, которые необходимы для выполнения этой задачи. По состоянию на 1 июля 2014 года мы достигли 99-процентного исполнения целевого показателя, установленного на данное полугодие. На данный момент уже расселили почти 800 тыс. кв. м, всего до конца текущего года стоит задача расселить 2 млн 800 тыс. кв. м. Это 211 тыс. семей. Таким образом, весь аварийный жилой фонд, который имелся по состоянию на 2012 год, мы расселим. Но одновременно с этим мы понимаем, что количество аварийного жилья растет, поскольку дома ежегодно устаревают. И наша задача сегодня — запустить постоянно действующие механизмы расселения такого жилья, сноса и строительства нового. С этой целью мы готовим проект новой главы в Жилищном кодексе, которая полностью будет регулировать все механизмы расселения аварийного жилья уже после 2017 года. В рамках этих механизмов мы дадим широкие права и возможности собственникам таких домов.
По какому принципу формируется размер взноса на капремонт, достаточен ли он для покрытия реальных нужд?
У нас чуть более десяти субъектов уже выставляют такие квитанции за коммунальные платежи (с учетом взносов на капремонт.— "Власть"), и к концу текущего года таких субъектов будет более 60. Таким образом, в 2015 году, по нашим оценкам, все регионы будут выставлять квитанции по данной схеме. Что касается размера взноса, то его размер формируется исходя из следующего: возможности бюджета, объем жилья, который требует капремонта и стоимость всей этой программы, причем важно отметить, что эти расценки ограничены и утверждаются по сметным нормативам, которые контролируются. В среднем по стране такой взнос составляет порядка шести рублей с квадратного метра. Таким образом, владелец стандартной трекхкомнатной квартиры будет платить чуть более 300 рублей ежемесячно.
Даже 300 рублей дополнительно ежемесячно для кого-то могут иметь значение...
Действительно, для многих семей эти 300 рублей являются чувствительным вопросом. Но все расходы на капитальный ремонт также подлежат субсидированию в рамках тех механизмов соцподдержки, которые сегодня работают. Есть ряд субъектов, и они у нас на контроле, в которых где по политическим, а где просто по популистским соображениям установлены очень маленькие размеры взноса на капитальный ремонт. Тем самым необоснованно увеличивается нагрузка на бюджеты этих самых субъектов. Как там будет развиваться ситуация, покажет время, поскольку все зависит от экономической конъюнктуры. Будет ли способен такой субъект обеспечить финансирование из бюджета всех этих расходов и дальше? Увидим. Но, по нашим оценкам, тот средний размер взноса вместе с существующей сегодня федеральной поддержкой, с поддержкой региональных и местных бюджетов, позволяет не просто собрать деньги, а выполнять на эти деньги те обязательства по капитальному ремонту, которые сегодня заложены и закладываются в региональных программах.
Как вы оцениваете платежную дисциплину, нуждается ли она в мерах стимуляции и контроля?
Если мы говорим про платежную дисциплину по оплате ЖКУ в целом, то в среднем по стране собираемость составляет почти 94%. Это не самый плохой показатель, но и недостаточно высокий. Недосборы в 6% означают более 100 млрд рублей прямых потерь в ЖКХ ежегодно. А 100 млрд рублей — это 1/5 тех инвестиций, которые ежегодно должны вкладываться в ЖКХ. Поэтому, конечно, мы будем принимать меры, связанные с повышением платежной дисциплины. Хочется, с одной стороны, поощрить добросовестных плательщиков путем предоставления им различных скидок, если они, допустим, платят на несколько месяцев вперед. А с другой стороны, ужесточать ответственность в отношении недобросовестных потребителей ЖКУ.
Какие конкретные шаги предпринимаются в этом направлении?
На сегодняшний день Государственной думой в первом чтении принят закон о введение штрафов в пользу потребителей со стороны исполнителей коммунальных услуг за неправильный счет и некачественную услугу. Но одновременно с этим этот законопроект предусматривает и ужесточение ответственности потребителей. Так, эта ответственность повышается до одной семидесятой ставки рефинансирования, что составляет 17% годовых за каждый день просрочки. В целом это около 17% от суммы задолженности. Пенни вводятся только после трех месяцев просрочки.
Правда ли, что больше нигде в мире государство не берет на себя вопросов по переселению из аварийного жилья и люди сами решают свои проблемы?
Нигде нет механизмов, когда из одного дома, находящегося в собственности мы переселяем через механизмы государственной поддержки в новые квартиры и предоставляем эти квартиры в собственность. Это одна из самых социально ориентированных программ, действующих в России.