Челябинск не берут в шведскую семью

IKEA не придет на Южный Урал, хотя ей подбирают площадки

Вчера избранный губернатор Челябинской области Борис Дубровский поручил областному правительству подобрать земельные участки для строительства торгового центра IKEA и помочь ему с оформлением документов. Ранее топ-менеджмент шведской компании не исключил, что при наличии подходящей площадки на Южном Урале сможет появиться ее ТЦ. Впрочем, вчера пресс-служба IKEA призналась, что в Уральском регионе приоритет для новых проектов имеет только Пермь.

Челябинский губернатор Борис Дубровский считает IKEA хорошим инвестором

Фото: Владислав Лоншаков, Коммерсантъ

Вчера пресс-служба челябинского губернатора сообщила, что Борис Дубровский (избран губернатором 14 сентября) дал поручение своим заместителям оказать содействие в поиске площадок под строительство торгового центра (ТЦ) IKEA, а также в оформлении необходимой документации для компании. «Группа IKEA может стать хорошим инвестором для Южного Урала. Челябинская область заинтересована в сотрудничестве с такими компаниями, к тому же я знаю, что у жителей области есть запрос на продукцию компании»,— отметил Борис Дубровский.

IKEA — всемирно известный шведский оператор розничной торговли товарами для дома (сейчас штаб-квартира находится в Нидерландах). В России работают 14 магазинов сети, из которых три в Москве, два в Санкт-Петербурге. В Уральском федеральном округе ТЦ «Мега», где IKEA является якорным гипермаркетом, расположен только в Екатеринбурге. По данным Ekbealty.ru, на конец 2012 года его средняя годовая посещаемость составляла 15,5 млн человек.

Это поручение — отклик на высказывание российского топ-менеджмента IKEA. На прошлой неделе во время встречи с журналистами генеральный директор IKEA Shopping Centres Russia Армин Микаэли рассказал журналистам, что группа IKEA может вложить более €2 млрд к 2020 году в развитие торговых центров «Мега» в России. При этом, рассказал он, в долгосрочных планах компании — строительство торговых центров в Саратове, Волгограде, Перми, Челябинске и Тюмени, но только если найдутся площадки для этого, передает его слова «РИА Новости». Впрочем, развивая екатеринбургский рынок (до февраля 2016 года планируется вложить €27 млн в модернизацию ТЦ в Екатеринбурге), компания не рассматривает другие регионы УрФО как наиболее перспективные. «Города Воронеж, Красноярск и Пермь были выбраны в качестве приоритетных направлений для развития»,— рассказали „Ъ” вчера в пресс-службе IKEA в России, добавив, что в числе приоритетных остаются рынки Москвы и Санкт-Петербурга.

Регионы Уральского федерального округа уже давно ждут шведскую сеть. На протяжении нескольких лет компанию пытается привлечь в регион тюменское правительство. Как ранее сообщал „Ъ”, в 2007 году Тюмень попала в список областных столиц России, в которых могли появиться торговые центры IKEA, однако в 2009 году компания остановила расширение сети в России из-за «бюрократических барьеров». В 2010 году на территории Тюменской области компания свернула строительство завода по выпуску мебельного щита мощностью 100–150 тыс. куб. метров в год. Снова возможность строительства ТЦ в регионе начали обсуждать в начале 2013 года, когда в Тюменской области проходили Дни Швеции, однако впоследствии пресс-служба компании опровергла эти слухи, заявив, что в ближайшее время строительство ТЦ в Тюмени не планируется.

Эксперты отмечают, что рынок коммерческой недвижимости в Челябинске сейчас конкурентен. «Я бы не стала говорить, что IKEA не хочет выходить в другие регионы, однако приоритетом для развития компании является именно IKEA в связке с „Мегой”. Для таких проектов компания очень разборчиво ищет участки»,— отмечает ведущий консультант компании «Магазин магазинов» Оксана Аверкина. По ее мнению, Челябинск может быть потенциально интересен компании, однако «снять сливки» в этом регионе уже не получится. «Размеры ТЦ „Мега” в регионах в среднем составляют 90–110 тыс. кв.м арендопригодной площади, что сопоставимо с планируемым к открытию в Челябинске в 2015 году ТЦ „Алмаз”»,— пояснила она. По данным директора по развитию бизнеса департамента торговых площадей компании JLL Марины Малахатько, в Челябинске насчитывается около 340 тыс. кв.м торговых центров, обеспеченность города ритейлом составляет 294 кв.м на тысячу жителей, по этому показателю Челябинск занимает 10-е место среди региональных городов России (без учета Москвы и Санкт-Петербурга). Крупнейшим является ТЦ «Родник» (58 тыс. кв.м арендуемых площадей).

Алена Тронина

Вся лента