«Пора давить на педаль»
Участники НАПП обсудили санкции
Руководители предприятий — участников Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей (НАПП) вчера обсудили санкции Запада и вызовы, стоящие перед местной промышленностью. Промышленники признали, что санкции негативно отразятся в части поставок импортного оборудования, но долгое их продолжение никому не выгодно, а интересы России надо защищать на государственном уровне. За выступлениями директорского корпуса НАПП на круглом столе наблюдал Роман КРЯЖЕВ.
Вчерашний круглый стол формально был посвящен 25-летию НАПП, созданной в 1989 году. Однако от воспоминаний о трудностях, связанных с развалом СССР и становлением в России рыночной экономики, руководители быстро перешли к насущным проблемам. Отвечая на вопрос о последствиях западных санкций, гендиректор Борского стекольного завода Павел Лебедев отметил, что появляются трудности, связанные с поставками импортного оборудования. «По некоторым позициям, к сожалению, появились проблемы. Например, нам нужны были высокоточные подрезные ножи, а наши европейские поставщики сказали, что нам пока поставлять не будут. Это касается даже не покупки нового оборудования, а узлов и агрегатов к уже имеющемуся», — сказал господин Лебедев. По его словам, предприятие сейчас начало активно искать замещение оборудования в России и ведет переговоры с китайскими поставщиками: «Надеемся, что таких выкрутасов, как с Европой, не будет».
Гендиректор ОАО ПКО «Теплообменник» Виктор Тятинькин добавил, что по проекту МС-21 (российский ближне-среднемагистральный пассажирский самолет) предприятие сотрудничает с «американцами, немцами, шведами и французами» и всего, что касается разработок, санкции не коснулись. «Однако есть серьезные трудности со станками, оборудованием.
По элементной базе в радиоэлектронике есть вопросы. Их надо решать, но они решаются не за день-два и даже не за год. Мы работаем с самолетами и всегда говорим, что в небе обочин нет, поэтому все должно работать. А у нас много оборонных предприятий, которые завязаны на импортное оборудование», — отметил руководитель «Теплообменника». По мнению и.о. министра промышленности и инноваций Нижегородской области Игоря Созонова, возможный ущерб от санкций пока трудно определить, потому что они имеют отложенное действие. «Те договоры, которые подписаны до введения санкций — действующие. Это касается и строящихся предприятий, вроде Нижегородского машзавода (новое ОАО «Нижегородский завод им. 70-летия Победы», производящее комплексы ПВО. — „Ъ“). Все оборудование, которое даже еще не поставлено, но договоры есть, будет поставлено», — отметил чиновник. «Деньги возвращают!» — перебил его Виктор Тятинькин. «И такие случаи тоже есть, но это не по машзаводу. По поводу комплектующих, запчастей, расходного материала — большинство предприятий нам говорят, что проблем нет. Мы недавно на одном из оборонных предприятий открывали новое сборочное производство радиоэлектроники, в котором участвует известная и крупная немецкая фирма (Rohde & Schwarz открыла СП на базе завода им. Фрунзе. — „Ъ“). Мы обсуждали это с немцами, и все понимают, что санкции в условиях рыночной экономики — нонсенс. Это натянутая политическая ситуация, которая рано или поздно закончится. Немцы нам сказали, что готовы поставить нам любое оборудование и не допустят срыва договоров», — отметил Игорь Созонов.
Президент ЗАО «Русский лес» Омари Шарадзе вспомнил, как еще в 1993 году вел в США переговоры по поставке станков для обработки колесных пар локомотивов. «Два дня переговоров, с их стороны полковник Томпсон, полковник Джонсон и с нашей — "слесарь" из такого же ведомства. Мое впечатление: американцы без разрешения Госдепа никогда никому ничего продавали. Эта ситуация сохранится и дальше, я пессимист. Да, надо работать с ними, вытаскивать хорошее. Но ведь ни для кого не секрет, что мы в советские годы через разведку таскали очень многие хорошие вещи. Это было, есть и будет», — напомнил про возможности технического шпионажа господин Шарадзе. С его точки зрения, в Россию поставляются далеко не самые современные зарубежные технологии. Как бывший руководитель ГЖД, он привел в пример то, что «китайцы давно ездят на поездах со скоростью 500 км/ч, а наши — 250 км/ч, что совсем не современно», а диплом по скоростному движению между Москвой и Ленинградом Омари Шарадзе защитил еще в 1964 году.
«Есть и другой вектор, когда в условиях санкций к нам приезжают зарубежные компании», — добавил оптимизма ректор НГТУ Сергей Дмитриев, рассказав, что руководство чешского станкостроительного предприятия TOS Varnsdorf сегодня приедет в их вуз, заинтересовавшись созданием обучающего кадрового центра и нижегородскими технологиями точной лазерной обработки. «Самое время нажать на педаль газа», — выразил общую мысль председатель совета директоров группы «НМЖК» Николай Нестеров. По его твердому убеждению, ВТО была создана для продвижения транснациональных корпораций через границы и беспрепятственного перемещения их товаров. В этих условиях России надо пересмотреть принятые обязательства в части соблюдения своих национальных интересов, добавил предприниматель. В качестве примера господин Нестеров привел бурное развитие масло-жировой отрасли за последние десять лет, которое случилось именно потому, что высокими пошлинами был закрыт вывоз семян подсолнечника. В результате в России построили много современных масложиркомбинатов. «Надо внимательно посмотреть на попытки Запада вовлечь нас в свою игру, чтобы воспользоваться случаем и соблюсти свои интересы», — заключил Николай Нестеров. Подводя итоги, гендиректор НАПП Валерий Цыбанев назвал политику защиты отечественного производителя одним из главных направлений работы как НАПП, так и вышестоящих объединений — РСПП и машиностроителей России.