Депутаты пошли в обход
Дублеры платных трасс предлагают пустить мимо населенных пунктов
Госдума хочет законодательно прописать новые условия использования платных дорог: бесплатная альтернативная трасса должна проходить за пределами городов и прочих населенных пунктов. Соответствующий законопроект внесен в парламент. Депутаты приводят в пример один из платных участков трассы М4 "Дон" в Липецкой области: объезжая ее, водители забивают транспортом города Задонск и ближайшие села. В госкомпании "Автодор", эксплуатирующей платные дороги, обвиняют депутатов в обмане.
Поправки к закону "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ" внесла депутат Евдокия Бычкова ("Справедливая Россия"). Изменения коснутся ст. 37, где прописано, что платная дорога может быть введена только при условии существования бесплатного альтернативного объезда. По действующим правилам такая дорога не может быть в три раза длиннее платной. Исключение составляют случаи, когда платный участок на 50% и более состоит из мостов, тоннелей, путепроводов или проходит по территории Крайнего Севера. Госпожа Бычкова предлагает добавить еще одно правило: запрещается использовать для альтернативного бесплатного проезда автодороги, расположенные в границах селитебных территорий (то есть предназначенных для строительства жилых или общественных зданий) населенных пунктов.
Депутат ссылается на проблемы, возникшие в ходе эксплуатации трассы М4 "Дон" в Липецкой области. 50-километровый платный участок дороги в обход села Хлевное и города Задонска (с 225-го по 464-й км) введен в эксплуатацию в 2010 году. "Но большинство автомобилистов предпочитают экономить и сворачивать на бесплатную трассу, проходящую через город Задонск и окрестные села,— пишет Евдокия Бычкова в пояснительной записке.— Нескончаемый поток фур, аварии, пробки привели к тому, что начали лопаться стены домов". Депутат также отметила, что альтернативная трасса проходит через исторический центр города, в результате начинает разрушаться Задонский монастырь. Кроме того, говорит госпожа Бычкова, повышенную нагрузку испытывают трубы местного "Водоканала", проложенные под трассой. Депутат также ссылается на "государственный экологический мониторинг": в Задонске, селах Хлевное и Конь-Колодезь наблюдается повышение уровня загрязнения атмосферного воздуха из-за роста транзитного трафика. "Данное обстоятельство вызывает социальную напряженность среди населения и стало причиной многочисленных обращений граждан,— говорит депутат.— Такая же ситуация сложилась и в других регионах".
В госкомпании "Автодор" (управляет и строит платные дороги в России) все обвинения Евдокии Бычковой отвергли. "Заявления о том, что новая дорога разрушает Задонск и Конь-Колодезь, ложь,— сообщили "Ъ" в пресс-службе "Автодора".— Все с точностью до наоборот: платный участок построен в обход Задонска и других населенных пунктов и забрал 70% транзитного трафика, освободив от него селитебные территории. За счет средств, собираемых на платном участке, "Автодор" обустраивает бесплатную альтернативу: устанавливает светофоры, делает тротуары, безопасные переходы". В компании отметили, что если Госдума примет поправки, все остальные населенные пункты (например, через которые проходит трасса М10 "Россия" Москва--Петербург) рискуют остаться без обходных дорог. "В условиях бюджетных ограничений только механизмы государственно-частного партнерства позволят государству строить новые дороги,— говорят в "Автодоре".— А приток инвесторов можно обеспечить, только дав им зарабатывать на этих проектах. Нам же предлагают в угоду местечковым политиканам зарубить на корню с таким трудом начатый процесс создания сети скоростных современных дорог".