На новые ворота

Новый международный терминал Международного аэропорта «Уфа» (МАУ) планируют сдать к 2015 году. Его площадь должна составить более 16 тыс. кв.м, пропускная способность — 800 пассажиров в час, что почти в четыре раза больше, чем в бывшем терминале. По словам заместителя генерального директора по коммерческой деятельности и договорной работе МАУ Олега Медникова, партнеры проявляют интерес к новым возможностям аэропорта. Эксперты считают, что работа над инфраструктурой оправдана и приведет к увеличению пассажиропотока.

В международном аэропорту Уфы надеются, что широкое развитие грузовых перевозок — дело ближайшего будущего

Фото: Алексей Тулинов

В аэропорту Уфы введена в эксплуатацию вторая взлетно-посадочная полоса. Реконструированная ИВПП-2 расположена параллельно первой искусственной взлетно-посадочной полосе, которую вывели из эксплуатации на период выполнения работ по строительству нового перрона и рулежной дорожки. Качественные характеристики введенной в эксплуатацию взлетно-посадочной полосы позволяют принимать Boeing-747, Boeing-777 и другие воздушные суда. Работы по реконструкции аэродромных покрытий проведены в Уфе в условиях действующего аэропорта. Старший вице-президент авиакомпании «Flydubai» по коммерческим вопросам в ОАЭ, на Ближнем Востоке, Европе и СНГ Джейхун Эфенди рассказал, что процесс реконструкции международного аэропорта не оказал влияния на работу по данному маршруту: «Мы начали выполнять полеты в Уфу в 2011 году, по итогам 2013 года пассажиропоток на данном направлении увеличился на 43% по сравнению с предыдущим годом». Впоследствии между двумя ВПП планируют построить новую соединительную рулежную дорожку и создать места для стоянки широкофюзеляжных воздушных судов. Контракт финансируется по линии федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 гг.)».

Количество пассажиров, обслуженных в ОАО «Международный аэропорт «Уфа» (МАУ), в первом полугодии составило 1,09 млн человек, что выше аналогичного показателя прошлого года на 9,7%, говорится в материалах аэропорта. Пассажиропоток на международных линиях аэропорта вырос на 3%, до 328 тыс. человек, на внутренних — на 13,3%, до 753 тыс. человек. Остальной объем обеспечили транзитные пассажиры. Рост показателей в МАУ объясняют увеличением спроса на южные направления России — в Анапу, Сочи, Симферополь, а также в Москву и Санкт-Петербург. На региональных направлениях наиболее популярным стал рейс Уфа — Казань, на международных — курорты Турции, Испании, Кипра.

Заместитель генерального директора по коммерческой деятельности и договорной работе МАУ Олег Медников рассказал, что уже сейчас ведутся переговоры с авиакомпаниями, и со стороны постоянных партнеров есть заинтересованность в увеличении количества рейсов и возможности развития грузовых авиаперевозок. «Появится девять новых стоянок для воздушных судов класса Е (по размаху крыла от 52 до 65 м), общее число всех стоянок составит 39 единиц»,— рассказал Олег Медников и добавил, что после реконструкции потенциал МАУ будет раскрыт в гораздо большей степени, чем сейчас. «Мы проводили предварительные переговоры с несколькими авиакомпаниями, например, «Пегасу» было бы интересно базировать здесь самолеты, чтобы избежать задержек рейсов по техническим причинам. Возможности столичных аэропортов не безграничны, и авиакомпании начали присматриваться к регионам»,— говорит господин Медников. В начале месяца МАУ принял один из крупнейших транспортных самолетов АН-124 «Руслан». Самолет авиакомпании «Волга-Днепр» прибыл для транспортировки груза Уфимского моторостроительного приборного объединения. Господин Медников рассчитывает на то, что в ближайшем будущем появится возможность развивать грузовые перевозки, но отвечать на вопросы о финансировании и сроках пока не готов, отмечает лишь, что проект предпочтителен в рамках государственно-частного партнерства.

Руководитель аналитического департамента ФК Aforex Артем Деев считает, что «каждый год пассажирооборот увеличивается примерно на 300 тысяч человек, так что смысл в реконструкции есть, тем более, что аэропорт сможет принимать любые типы судов, включая сверхтяжелые, то есть не будет ничем отличаться от стандартного европейского аэропорта». Директор филиальной сети QB Finance, занимающейся консалтингом и управлением активами, Владимир Пахомов говорит, что аэропорт Уфы уже является крупнейшим аэроузлом ПФО, так что его развитие и расширение вполне своевременно и закономерно. «К сожалению, сейчас аэропорт все больше обслуживает внутренние рейсы российских компаний, а доля международных чартерных рейсов, в том числе и тех, что выполняют иностранные перевозчики, возрастает только летом, в сезон отпусков»,— считает эксперт. Научный сотрудник ВШЭ, эксперт по рынку авиаперевозок Андрей Крамаренко считает «Уфу» одним из лучших региональных аэропортов в России: «Оно (руководство аэропорта — «Авиация») демонстрирует крайне тонкое чувство рынка, сначала они вложили все силы в модернизацию внутреннего терминала, тогда как в 2011–2013 годах основной рост показателей был на международных воздушных линиях (МВЛ). В результате международного терминала стало банально не хватать. Теперь, когда рост на МВЛ серьезно замедлился, а на внутренних воздушных линиях, напротив, ускорился, они инвестируют в новый международный терминал». По подсчетам эксперта, системный дефицит пропускной способности уже есть, но он формируется за счет международного терминала. «У Уфы есть потенциал «догоняющего роста», поскольку уровень транспортной подвижности в Башкирии несколько ниже среднего по российским регионам, примерно 500–600 тыс. человек по состоянию на прошлый год. Возможно, с устранением инфраструктурных ограничений (аэродром, терминалы) произойдет опережающий рост. Но это на 2-3 года, потом же динамика пассажиропотока будет зависеть от системной динамики в стране, а прогнозы достаточно сдержанные»,— заключает господин Крамаренко. Руководитель аналитической службы Агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев склонен к сдержанным прогнозам: «Аэропорт Уфы вполне может рассчитывать на рост пассажиропотока, говорить о том, что все возможности уже «выбраны», неверно. Но в нынешней ситуации гораздо важнее не появление нового терминала, а состояние российской экономики в целом. Пока внутренние перевозки растут, причем достаточно быстро. Посмотрим, что будет зимой — вполне возможно, что статистика станет менее привлекательной». Эксперт напоминает, что не так давно авиакомпания «ЮТэйр» анонсировала программу развития в Уфе, с размещением базы технического обслуживания и ремонта самолетов Sukhoi Superjet. «Пока заметного прогресса в реализации этого проекта мы не видим. Это значит, с одной стороны, что потенциал есть и авиакомпании его видят. Но, с другой стороны, нынешнее состояние экономики не позволяет этот потенциал реализовать»,— считает Олег Пантелеев.

Лилия Раянова

Вся лента