"Отдельные действия "Открытой России" Ходорковского могут быть неэффективны"

Михаил Ходорковский намерен влиять на власть через свою организацию "Открытая Россия". Экс-глава ЮКОСа сообщил о целях движения, которое он собирается воссоздать. По словам Ходорковского, "Открытая Россия" будет добиваться того, чтобы власти учитывали интересы европейски ориентированной части российского общества. Правозащитник, член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев обсудил тему с ведущей Натальей Ждановой в эфире "Коммерсантъ FM".

Фото: Александр Яловой, Коммерсантъ

Согласно заявлению Ходорковского, организация "Открытая Россия" будет также добиваться реализации базовых ценностей — создания правового государства и обеспечения сменяемости власти путем честных выборов.

— В последнюю неделю имя Ходорковского часто звучит в медиа. Есть ли у него перспектива как у политика и у организации "Открытая Россия"?

— Я думаю, есть, потому что он пользуется определенным авторитетом, уважением. Я лично как член Общественной наблюдательной комиссии был у него в камере в "Матросской Тишине", когда он был в Москве, был на процессе, когда был суд. Авторитет у него, несомненно, есть. Но здесь важно, чтобы это намерение содействовать консолидации действительно содействовало консолидации, а не раздору, потому что процесс объединения сил, ориентированных на европейский путь, сложный. Но, слава богу, есть прогресс. На выборах в Мосгордуму поддержали "Яблоко" и "Парнас", и этот процесс надо закрепить.

Я бы хотел, чтобы Михаил Борисович все-таки связался с лидерами "Яблока", Григорием Алексеевичем Явлинским, связался с Немцовым, Рыжковым и обсудил, как добиваться консолидации совместных действий.

Потому что иногда под такой хорошей идеей объединяться происходит напряжение, раскол и прочие неблагоприятные вещи, поэтому очень хорошо было бы, чтобы Михаил Борисович пообщался и как-то обсудил дальнейшие действия "Открытой России" с лидерами "Яблока" и "Парнаса". Нас не так много, но вопрос объединения политических сил, ориентированных на европейский путь развития, чрезвычайно важен.

— Насколько это тяжело будет сделать, учитывая, что Ходорковский живет не в России, и он работает на российскую аудиторию в рамках "Открытой России"? К тому же он говорит, что у этой организации сейчас не будет никаких офисов, то есть предполагается некое виртуальное общение. В таком формате насколько реально объединить европейски ориентированные силы?

— Нет, дело же не в том как, в какой форме, а дело в сути, как этого добиваться. Вот мы вышли на "Марш мира" — это прогресс. Вышло очень много людей, я тоже был на этом марше, полагаю, что около 50 тыс. было. Этот прогресс надо закреплять. Я просто опасаюсь, что автономные, отдельные действия "Открытой России" могут быть неэффективны, даже вызывать сложности. Поэтому хорошо бы, чтобы он корректировал, обсуждал деятельность. Здесь действительно нужна консолидация. Если консолидация, то нужно взаимное обсуждение, нужна выработка общей позиции, общей программы, общих действий.

Поэтому ему, конечно, тяжело за границей принимать какие-то решения, все-таки он десять лет не был в действующей политике. Но я думаю, что с ним с удовольствием будут сотрудничать и Григорий Явлинский, и Борис Немцов, и Владимир Рыжков, и другие лидеры политических сил, которые ориентированы на европейский путь развития. Это важно. Важно, чтобы не было какого-то отдельного движения, оно опасно непониманием, несогласованием. Вопрос очень тонкий. Этот наметившийся процесс консолидации и на выборах, и на "Марше мира" надо закреплять, поэтому здесь нужны переговоры.

— На чем может строиться этот процесс консолидации? То, что мы сейчас видим, — это возрождение того процесса, который начался на Болотной три года назад?

— Может, и с этого. Разумеется, протест против фальсификации на выборах, конечно, лозунги сменяемости власти, но сегодня действительно вопрос стал гораздо серьезнее. Это не просто мошенничество власти на выборах, а вопрос выбора политического пути, именно европейского пути, европейской ориентации.

Это очень серьезный вопрос, от него зависит будущее России, и здесь действительно должна быть серьезная разработка позиций политических сил.

Я думаю, что если Михаил Борисович включится в эту разработку, то это может быть эффективным. Меня не смущает, что сейчас пока меньшинство этих политических сил. Я уверен, что политическое развитие приведет к тому, что эти силы будут укрепляться, расширяться, но здесь должна быть консолидация, здесь не должно быть таких непродуманных действий, которые привели бы к непониманию и, не дай бог, к расколу. Слишком серьезный процесс.

Вся лента