Конфликт интересов остался в силе
Нижегородский облсуд признал Антона Аверина потенциальным коррупционером
Бывшему заместителю губернатора области Антону Аверину и нынешнему и.о. вице-губернатора Владимиру Иванову не удалось оспорить решение районного суда, признавшего, что чиновники нарушили закон о противодействии коррупции. Вчера Нижегородский областной суд оставил в силе решение первой инстанции, которое ставит под угрозу дальнейшую карьеру в правительстве области Владимира Иванова. Представители ответчиков намерены рекомендовать своим клиентам обратиться в кассационный суд за обжалованием вчерашнего решения судебной коллегии.
Вчера судебная коллегия по административным делам Нижегородского облсуда оценила июньское решение райсуда, который признал в действиях бывшего заместителя губернатора по строительству Антона Аверина конфликт интересов. 5 июня райсуд установил, что Антон Аверин нарушил нормы ФЗ «О противодействии коррупции». Он не уведомил губернатора о том, что его теща Вера Тихонова в 2011–2013 годах была конечным бенефициаром кипрской Harena Traiding Ltd. Контролируемый пенсионеркой офшор одно время выступал учредителем ООО «Строймост», компании, получившей в 2008–2012 годах ряд крупных строительных госзаказов от городских и областных властей на 12 млрд руб.
Получив от минюста Республики Кипр ответ на запрос о бенефициарах офшора, прокурор Нижегородской области Олег Понасенко в марте потребовал от Валерия Шанцева уволить заместителя в связи с утратой доверия (первая попытка была предпринята прокуратурой еще в 2013 году, но тогда не было документального подтверждения от Кипра. — „Ъ“). Однако исполняющий в то время обязанности губернатора Владимир Иванов представление прокурора об увольнении Антона Аверина не удовлетворил, поэтому прокурор включил вице-губернатора в иск, обвинив в бездействии и непринятии мер для соблюдения антикоррупционного законодательства. В разгар судебного процесса 2 июня господин Аверин уволился сам в связи с досрочными выборами губернатора, подав, как и все члены облправительства, заявление об отставке, однако не получив статус и.о. Кроме того, еще в сентябре 2013 года чиновник развелся с супругой, и теща таким образом стала бывшей.
В апелляционном суде защита повторила все доводы, озвученные в райсуде. Представитель Владимира Иванова Полина Бисина говорила, что у и.о. губернатора не было полномочий увольнять другого зама и прокуратура «вышла за пределы» закона «О прокуратуре РФ» с подобными требованиями. Кроме того, она заявила, что федеральное законодательство вообще не регулирует понятие «конфликт интересов» в отношение лиц, замещающих госдолжности, и «по аналогии» распространять на высших должностных лиц региона нормы, касающиеся госслужащих, нельзя. «Я не вижу в деле ни одного доказательства каких-либо нарушений со стороны Антона Аверина. Вся позиция прокуратуры построена на предположениях, а суд первой инстанции слишком вольно трактовал законодательство», — заявил адвокат Антона Аверина Сергей Остроумов. Он обратил внимание, что подлинников ответов минюста Кипра в материалах дела нет, прокуратура на запросы защиты их не предоставила, а неапостилированные копии не могут быть признаны доказательствами.
По словам адвоката, Антон Аверин с бывшей тещей никогда не проживал и не мог знать о наличии каких-то офшоров, владение которыми вообще не доказано. О наличии некоего офшора бывшей тещи он узнал только в 2014 году от сотрудников прокуратуры, явившись давать объяснения, и на следующий день поставил об этом в известность губернатора. Таким образом, по мнению защиты, господин Аверин уведомил главу региона о потенциальном конфликте интересов, зная о нем только со слов прокурорских работников. Формально он исполнил требования закона о противодействии коррупции, при этом сам конфликт никак не доказан, заключил адвокат. «Это дело создает крайне опасный прецедент: любого человека, замещающего госдолжность, можно подвести под конфликт интересов только на том основании, что он кого-то знал или с кем-то раньше работал», — добавил адвокат, попросив отменить решение Нижегородского райсуда.
Прокуратура, наоборот, его защищала — в кратких выступлениях представители надзорного ведомства заявили, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, которое следует оставить в силе. В результате судебная коллегия встала на сторону прокуратуры, отказав Владимиру Иванову и Антону Аверину в удовлетворении апелляционных жалоб. Кстати, последний вчера был замечен на торжественной церемонии инаугурации Валерия Шанцева, которая проходила в Гербовом зале Нижегородской ярмарки в одно время с заседанием суда. Любопытно, что судебные извещения до господина Аверина не дошли: заказные письма остались на почте невостребованными, а на телеграммы никто не открыл дверь. Однако адвокат Остроумов заверил, что его клиент извещен о рассмотрении дела, и доверил ему представлять интересы.
Вступившее в законную силу решение суда де-юре может поставить под угрозу карьеру Владимира Иванова, который в команде Валерия Шанцева пока числится и.о. вице-губернатора. В соответствии с законом о противодействии коррупции представитель нанимателя, знавший о конфликте интересов и не принявший мер для его устранения, также подлежит увольнению. Таким представителем суд определил господина Иванова, и, по мнению некоторых юристов, это прямая угроза для чиновника. Однако его представитель Полина Бисина считает, что надзорное ведомство не будет выходить с требованиями об увольнении Владимира Иванова. «В прениях представители прокуратуры отметили, что конфликт интересов был исчерпан 2 июня, когда весь состав правительства подал в отставку», — пояснила юрист. В прокуратуре отказались от комментариев по судебному решению и его последствиям. Сергей Остроумов добавил, что будет рекомендовать Антону Аверину обжаловать вчерашнее решение в кассационной инстанции.