Рыбаки не клюют
Астраханская область переживает туристический спад
Астраханский рыболовный туризм в этом сезоне переживает существенный отток клиентов. Число рыбаков снизилось в разы — как за счет ухода украинских туроператоров, так и по причине ужесточения конкуренции с обновленным Сочи и широко разрекламированным Крымом. В этой связи местный рынок недвижимости оказался завален предложениями по продаже турбаз.
Этим летом предложение на рынке туристической недвижимости в Астраханской области резко превысило спрос. Владельцы туристических баз начали стремительно распродавать готовый бизнес. По данным риэлторских агентств, на продажу были выставлены едва ли не сотня баз разной категории — от небольших «гостевых домов» за 1,5 млн рублей до крупных комплексов за 30 млн. По некоторым данным, базы пытаются продавать даже пакетами по несколько десятков штук сразу.
При этом спроса на подобные объекты не наблюдается. Руководитель одного из крупных агентств недвижимости говорит, что в последние годы туристический рынок региона был перенасыщен объектами подобного рода, «так что мы вот уже несколько сезонов перестали браться за такие проекты. Единственный существенный источник клиентов — московские покупатели, которые зачастую приобретают небольшие базы и гостевые дома не для бизнеса, а для личного пользования в летний период. Крупные объекты с большой площадью и несколькими строениями их обычно не интересуют».
О причинах подобного тренда участники рынка говорят по-разному. Так, начальник отдела туризма профильного регионального министерства Ирина Лошкарева заявила, что лишние турбазы уходят с «перегретого» рынка из-за возросшей конкуренции — в том числе со стороны теневого сектора.
«По предварительным оценкам, на территории области находится достаточно большое количество объектов теневой рекреационной деятельности. В последнее время появилась новая категория владельцев турбаз — иногородние граждане, которые скупают старые дома в селах, сносят их и строят дорогие коттеджи, называют их частной собственностью, а на деле используют как минибазы, принимая туристов, — рассуждает госпожа Лошкарева, — при этом они не платят налоги, не производят отчисления в Пенсионный фонд и так далее».
В свою очередь, владелец турбазы «Застава», экс-глава «Астраханской туристической лиги» Владимир Попов весьма откровенно заявил: «Этот год, наверное, — самый отвратительный за все восемь лет, которые я веду работу. Если прошлым летом ежемесячный туристический поток на моей базе составлял 400–500 человеко-суток, то в нынешнем сезоне — 50–100. Такова картина в целом по рынку турбаз в Астрахани. Из-за этого многие выставили базы на продажу». В числе причин господин Попов называет обострение геополитической обстановки и конкуренцию со стороны Сочи, где перед олимпиадой была обновлена инфраструктура.
«Как ни крути, 15 % наших клиентов было с Украины. В этом году у меня лично не приехало ни одного. Даже белорусы перестали приезжать, не говоря о Прибалтике. Еще одна причина спада — реклама Крыма, которая перебила очень много наших клиентов. Еще прошлой осенью мы начали морально готовиться, что Сочинская олимпиада ударит по турпотоку: что люди поедут посмотреть летом на олимпийские объекты. Но потом случился Крым, и люди туда рванули».