Китайские инвесторы прибыли на вокзал
Чтобы профинансировать проект ОАО РЖД в Приморье
Как стало известно "Ъ", ОАО РЖД нашло первого крупного инвестора в рамках программы развития вокзальных комплексов. Им станет Социальный строительный союз, который, по данным источников "Ъ", де-факто представляет интересы крупной китайской корпорации. Компания вложит не менее 11 млрд руб. в строительство транспортно-пересадочного узла (ТПУ) на базе железнодорожного вокзала во Владивостоке. Взамен инвестор получит возможность развития коммерческих площадей. Общая стоимость проекта может составить около $1 млрд.
О том, что 19 сентября ОАО РЖД подписало декларацию о намерениях с ООО "Социальный строительный союз" (ССС) по строительству во Владивостоке ТПУ и обустройству прилегающей к нему территории, "Ъ" рассказали в Дирекции железнодорожных вокзалов (ДЖВ, филиал ОАО РЖД) и подтвердили в администрации Приморского края. По соглашению (копия есть у "Ъ"), ОАО РЖД и местные власти предоставят под проект землю и имеющийся имущественный комплекс, а ССС выделит не менее 11 млрд руб. и построит всю инфраструктуру. По оценке ДЖВ, стройка займет три-пять лет. Как сообщили "Ъ" в департаменте международного сотрудничества и развития туризма Приморского края, ССС представляет интересы одной из крупнейших частных компаний Пекина, работающей с элитной недвижимостью, гостиничными комплексами и предприятиями быстрого питания. Название компании не раскрывается. Связаться с ССС "Ъ" не удалось.
По данным "СПАРК-Интерфакс", ССС зарегистрирован в августе 2013 года во Владивостоке, на 56% принадлежит Дмитрию Соколову и Муслиму Товбулатову, еще на 48% — Ли Вэйдуну и Чжан Чжао.
Источник "Ъ", знакомый с проектом ОАО РЖД, говорит, что его общая стоимость может составить около $1 млрд, деньги привлекут либо сам ССС, либо другие инвесторы, которые также войдут в проект. Но член Совета федерации от Приморского края Вячеслав Фетисов сообщил "Ъ", что конечная стоимость строительства будет зависеть от того, будет ли включен в него морской вокзал (подконтролен Владивостокскому морскому пассажирскому терминалу, бенефициарами которого являются четыре физлица). Предполагается, что в рамках ТПУ будут построены переходы и надпутевые линии, которые свяжут железнодорожный, морской и автобусный вокзалы, а также организованы шаттлы до аэропорта и построен торгово-выставочный центр.
ОАО РЖД планирует привлечь инвесторов на все 354 подконтрольных ей в России железнодорожных вокзала (см. "Ъ" от 4 августа). Предполагается, что это будут в первую очередь инвестфонды из Азиатско-Тихоокеанского региона, взамен они получат возможность развития коммерческих услуг. Для этого 25% ОАО "РЖД — Развитие вокзалов" (РЖД-РВ; создано в 2009 году для оказания содействия ДЖВ) было решено продать российскому инвестиционному агентству "Инвестируйте в Россию", которое должно привлечь не менее $10 млрд. Вчера президент агентства Юрий Спиридонов заявил "Ъ", что процедура согласования выкупа доли в РЖД-РВ завершится в ближайшее время.
Начальник ДЖВ Сергей Абрамов пояснил "Ъ", что помимо новой пассажирской инфраструктуры ОАО РЖД и власти Приморья рассчитывают получить часть построенной недвижимости. Ее планируется использовать под служебные помещения, а также сдавать в аренду, чтобы покрывать расходы на содержание инфраструктуры, добавил господин Абрамов. Он отметил, что ОАО РЖД, администрация края и инвестор договорились до конца года подписать трехстороннее соглашение о сотрудничестве.
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров считает, что условия строительства ТПУ во Владивостоке весьма выгодны для российской стороны, поскольку ни администрации Приморья, ни ОАО РЖД не придется вкладывать в проект свои деньги. В то же время аналитик сомневается, что монополия сможет привлечь инвесторов на таких же условиях в других регионах. По его мнению, Дальний Восток особенно привлекателен для Китая из-за географической близости и нехватки проектов в сфере коммерческой недвижимости.