На дальней станции сойдусь
ЛУКОЙЛ заявил о расширении сети АЗС в Татарстане
Нефтяная компания (НК) ЛУКОЙЛ, единственный федеральный игрок на рынке нефтепродуктов Татарстана, заявил о намерении активизировать свое присутствие в регионе. Вчера президент НК Вагит Алекперов пообещал в следующем году инвестировать в нефтедобычу и в расширение сети АЗС в Татарстане 5 млрд руб., что вдвое больше, чем в текущем году. Эксперты объясняют активность ЛУКОЙЛа в республике сокращением ресурсной базы в стране и ожидают дальнейшую экспансию федеральных сетей АЗС в регион.
ОАО «ЛУКОЙЛ» планирует в 2015 году вдвое увеличить инвестиции в свои проекты в Татарстане. Об этом сообщил побывавший вчера в Казани глава НК Вагит Алекперов по итогам встречи с президентом республики Рустамом Миннихановым. «Около 5 млрд руб. составят инвестиции в Татарстане в следующем году. Это почти вдвое больше, чем в нынешнем», – подчеркнул господин Алекперов.
Основной объем инвестиций будет направлен в нефтедобычу, которую в регионе ведет «дочка» ЛУКОЙЛа ОАО «РИТЭК». По словам господина Алекперова, в этом году компания намерена добыть 1 млн тонн нефти (в 2013 году РИТЭК добыл в Татарстане около 960 тыс. тонн нефти). К 2021 году, отмечалось ранее, НК собирается довести добычу до 2 млн тонн.
Кроме того, сообщил вчера Вагит Алекперов, в 2015 году НК планирует расширить сеть АЗС в регионе, направив на это почти 600 млн руб. против 380 млн руб. в текущем году. По словам президента НК, ЛУКОЙЛ получил разрешение на строительство в Татарстане 7 новых АЗС. Согласно сайту НК, сейчас под этим брендом в республике работают 43 станции (29 принадлежат «дочке» НК ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», 14 работают по договору франшизы). Таким образом, сеть собственных АЗС ЛУКОЙЛа может вырасти за год сразу на 25%. Более того, вчера Рустам Минниханов предложил господину Алекперову выкупить под АЗС ЛУКОЙЛа ряд убыточных местных заправок. В свою очередь господин Алекперов выступил с идеей производить обмен топливом с «Татнефтью» для оптимизации логистики: чтобы ЛУКОЙЛу не приходилось везти собственное топливо на АЗС в Татарстане.
Отметим, ЛУЙКОЙЛ не впервые заявляет о расширении своего присутствия в республике. Два года назад, встречаясь с Рустамом Миннихановым, Вагит Алекперов уже говорил, что НК «ведет переговоры с независимыми продавцами бензина» в Татарстане по вопросу приобретения их сетей. А в 2011 году сообщалось о планах ЛУКОЙЛа построить в регионе около 50 новых АЗС. Тогда собственных станций у НК в Татарстане было всего 19, а инвестиции компании в республику составляли около 1,5 млрд руб. в год.
Содействие расширению сети АЗС ЛУКОЙЛа, по информации „Ъ“, было обещано татарстанскими властями после того, как Вагит Алекперов и первый президент республики Минтимер Шаймиев в 2010 году подписали меморандум об участии компании в восстановлении Болгара и Свяжска (см номер от 1 октября 2011 года). В соответствии с соглашением ЛУКОЙЛ до 2012 года должен был перечислить 45 млн руб. на восстановительные работы памятников. До этого времени татарстанский рынок для ЛУКОЙЛа был фактически закрыт (в 2008 году у НК было 15 АЗС, а в соседней Удмуртии – 89). Вклад компании в «развитие социальной сферы» республики вчера отметил и господин Минниханов, назвав ЛУКОЙЛ «нашим стратегическим партнером по многим направлениям». Президент и глава компании подписали план по реализации соглашения о сотрудничестве между НК и республикой.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов объясняет активизацию ЛУКОЙЛа в Татарстане сокращением ресурсной базы в стране и наличием в Татарстане «значительных запасов нефти». Кроме того, аналитик указывает на наличие нефтепереработки в регионе — «нефть не требуется далеко возить», а также «огромного рынка сбыта» нефтепродуктов. «Покупка ЛУКОЙЛом региональных игроков полностью соответствует складывающимся на топливном рынке страны тенденциям. Очевидно, что экспансия федеральных сетей АЗС в российские регионы продолжится, а это значит, что и ЛУКОЙЛ в дальнейшем может осуществить новые приобретения как отдельных заправок, так и целых сетей», – подчеркивает господин Баранов. С ним соглашается директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев, отмечающий, что «в рамках политики ресурсного национализма» наиболее сильные позиции получают государственные «Роснефть» и «Газпром нефть», а частный ЛУКОЙЛ «вынужден искать любые возможности для усиления позиций на российском рынке». «При этом Татарстан, мягко сказать, не бедный нефтяной регион, с неплохой динамикой реальных частных доходов. Поэтому рост инвестиций ЛУКОЙЛа в Татарстан выглядит абсолютно естественно», говорит он.