"Круг людей, которые владеют этим бизнесом, достаточно узок"
Арбитражный суд арестовал акции "Башнефти", принадлежащие АФК "Система" и "Система-Инвест". Об этом журналистам сообщила официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева. Акции арестованы по запросу ведомства. Экономический обозреватель "Коммерсантъ FM" Константин Максимов обсудил ситуацию с независимым аналитиком Андреем Кипровичем.
Глава АФК "Система" находится под домашним арестом. В четверг суд отклонил предложение защиты о разрешении Евтушенкову ходить на работу, совершать телефонные звонки и принимать корреспонденцию в рамках трудовой деятельности.
К.М.: Я хотел попросить вас вспомнить некоторые исторические прецеденты подобных арестов, что происходило? Если смотреть на такие процессуальные действия, то сам шаг является вполне себе объяснимым. Естественно, всех интересует, что может быть дальше, и как будут идти торги, потому что речь идет об аресте не всех акций, а лишь пакета.
А.К.: Мы можем обсуждать эту историю в плане рассмотрения исторической хроники, что было до этого. Тянется процесс, который начался с укреплением роли Следственного комитета в 2000-х годах в тот момент, когда у нас происходил скуп АФК "Системой" "Башнефти". Понятно, что не все чисто — это вполне естественно, к сожалению, бизнес допускает ведение такого способа увеличения самого себя с нарушением закона. По тем временам, это было нормально, до сих пор мы видим процессы, которые происходили, я уж не говорю про Ходорковского и прочих. Много говорилось о том, что сейчас происходит, и бессмысленно сейчас все это перечислять.
Круг людей, которые владеют этим бизнесом и которые имеют к нему непосредственное отношение, достаточно узок. Наверное, нужно искать причину в том, что господин Евтушенков не является тем игроком, который находится на этом рынке изначально. Все-таки он свои богатства получил на другом поприще: телекоммуникационный бизнес и так далее. И когда он вошел на этот рынок, возникла определенного рода конкуренция. Я могу говорить о конспирологических версиях без доказательств, здесь можно говорить о части "Роснефти" и ЛУКОЙЛа, особенно с проектами, которые при Титове ЛУКОЙЛ начал разрабатывать, возможно, что он просто сейчас не попал в круг тех людей, которые определяют игру на этом рынке.
К.М.: На ваш взгляд, что может последовать, когда эмоции несколько спадут, рынок осознает, что пакет акций арестован? Следует ли сейчас пристально следить за судьбой господина Евтушенкова, коль скоро вы говорите, что его роль — не самая первая в этом процессе, он не играет первую скрипку? Или же, наоборот, для каких-то сигналов игрокам следует пристально следить за тем, как развиваются события в судьбе одного конкретного человека?
А.К.: Вообще решение выйти на SPO — было не только его решением, но и владельцев компаний, которые участвуют в этом процессе. Я думаю, это было коллегиальным мнением, просто господин Евтушенков попал на передний край данного противодействия. Потому что SPO бы позволило их защитить, они уже чувствовали: информация и изнутри идет, он все-таки человек не последний в государстве, общается и внутри, и вверху, и внизу, поэтому SPO — это была вынужденная мера, которая позволила бы на 1-2 млрд укрепить компанию и защитить компанию от захвата вышеназванных компаний.
Что за этим последует? Уже не произойдет это SPO, а сейчас открылось окно сентябрьское, когда возможно было это сделать. Как говорят юристы: "Была выбрана своеобразная форма защиты своего права" — арестовать акции и не дать выйти на SPO, а вернуть в исходное положение, когда можно на компанию более сильно надавить и заставить ее прийти к какому-то мировому соглашению — официальному, не официальному, и передать ее, например, в "Роснефть". Не передать, естественно, выкупить.
У меня такие только версии, нам не раскрывают всех тонкостей, мы понимаем, что что-то было сделано не так. А что за этим последует? Либо это будет отменено, как ошибочно, и принесут извинения и выплатят компенсации, либо действительно будет доказано, что было похищено. Все говорят, что кампания с такой репутацией отпугнет инвесторов, климат не очень хороший, на самом деле, инвесторы, которые приходят на этот рынок, понимают, что за эти дивиденды они готовы идти на риски. Я бы отмел версию, что инвесторы не будут вкладывать в эту компанию. Пока она на плаву, пока ее окончательно не утопили, а господин Евтушенков, к сожалению, — это не единственная затычка в кингстоне этого большого корабля, выдернув которую, все это уйдет на дно.