Торговые центры вышли на связь
Мобильные операторы все больше внимания уделяют качеству связи в торговых центрах, размещая в них свои indoor-станции. Во многих ТЦ в последнее время появляется беспроводной доступ в интернет по технологии Wi-Fi. Эксперты отмечают, что на сегодняшний день качество связи в самарских торговых центрах находится на высоком уровне и превышает среднероссийские стандарты, объясняя это высокой рентабельностью и надежностью бизнеса.
— тенденция —
В Самаре, согласно отчету компании «Эксо-Самара», по данным на конец 2013 года, суммарная площадь торговых центров составляла 930 тыс. кв. м. И эта цифра постоянно растет. В 2014 году с открытием ТРК «Амбар» суммарная площадь торговых центров увеличилась на 128 тыс. кв. м, после ввода в эксплуатацию ТРК «Гудок» достигнет 1208 тыс. кв. м. По данным GWA Sawyer, Самара занимает третье место после Санкт-Петербурга и Екатеринбурга по обеспеченности качественными торговыми и офисными площадями.
Операторы подали сигнал
Изначально в торговых центрах затруднено пользование услугами сотовой связи и мобильного интернета. «Торговые центры — это места с высокой нагрузкой на сеть, создаваемой большим количеством посетителей. Кроме того, ощутимые преграды для прохождения радиосигнала извне создают сэндвич-панели, зеркальные фасады», — объясняет директор по связям с общественностью Поволжского филиала ОАО «МегаФон» Елена Харитонова. Поэтому операторы уделяют особое внимание качеству сотовой связи и мобильного интернета в торговых центрах. «Ведь в них одновременно находится большое количество абонентов, особенно в выходные и праздничные дни», — отмечает директор самарского филиала ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») Константин Чудаков.
«Для улучшения качества сотовой связи в торговых центрах ведется работа по модернизации покрытия сети в районе ТЦ, наращивается количество базовых станций. Как правило, во всех крупных торговых центрах Самары и Тольятти дополнительно присутствуют точки бесплатного Wi-Fi доступа, что позволяет посетителям пользоваться интернетом внутри ТЦ», — рассказывает господин Чудаков. По его словам, «Билайн» улучшает сигнал внутри торговых центров и за счет размещения в них indoor-станций. «В Самаре подобные станции уже работают в ТРЦ «Вива Лэнд» и ТОЦ «Вертикаль», в Тольятти — в ТРК «Парк Хаус», и их число будет увеличиваться», — заявляет Константин Чудаков.
По словам Елены Харитоновой, во всех крупных торговых центрах Самары и Тольятти установлены indoor-станции «МегаФона». «Для обеспечения качественного покрытия внутри помещений ТЦ мы устанавливаем компактное indoor-оборудование, прокладываем оптоволоконные линии для пропуска объемного трафика. В новых объектах инфраструктура создается оперативно, по мере достижения договоренностей с владельцами», — уверяет госпожа Харитонова.
Кроме того, сотовые операторы проводят постоянный мониторинг качества связи в торговых центрах. «Целью таких проверок является не только анализ качества и покрытия сети внутри ТЦ, но и предотвращение возможных проблем», — говорит Константин Чудаков. «МегаФон» проверяет качество связи в торговых центрах сразу после запуска indoor-станций. «Затем мы осуществляем плановые регулярные выезды с замерами. Ведется также текущий удаленный контроль — загрузку и состояние наших базовых станций технические специалисты контролируют с мониторов», — рассказывает Елена Харитонова.
По итогам таких мониторингов «МегаФон» осуществляет модернизацию своих idoor-станций. «Например, если трафик растет и существующей емкости базовых станций уже не хватает, мы удаленно добавляем емкость, меняем конфигурацию станций, если существующая подошла к пику пропускной способности», — говорит госпожа Харитонова.
Арендаторов привязали проводом
Качественная связь и высокоскоростной доступ в интернет сегодня важны не только посетителям торговых центров, но и арендаторам площадей в них. Администрации ТЦ обычно пользуются услугами операторов фиксированной связи.
К примеру, «Дом.ru Бизнес» предоставляет услуги связи на базе собственной телекоммуникационной сети, построенной по технологии «оптика до здания» и топологии «кольцо» на территории Самары и области.
Все чаще помимо услуг фиксированной связи — ШПД и телефонии — участники рынка предлагают собственникам и управляющим торговых центров организацию беспроводного доступа в интернет.
«Услуга, реализованная по модели Wi-Fi as a Service (WFaaS), позволяет организовать защищенную сеть Wi-Fi любого масштаба и уровня сложности для решения самых разных бизнес-задач. По данным опроса, проведенного среди клиентов телеком-оператора, услуга позволяет увеличить клиентопоток на 15%, коэффициент возвращаемости клиентов на 60%, а размер среднего чека — на 10%», — рассказывает директор филиала «Дом.ru» в Самаре Алексей Огарков.
По его словам, на сегодняшний день к сети Wi-Fi «Дом.ru» полностью подключен ТРК «Аврора» в Самаре. «Wi-Fi обеспечивает покрытие более 40 тыс. кв. м территории комплекса на пяти этажах», — говорит господин Огарков.
Передовые площади
По словам экспертов, развитие беспроводных технологий Wi-Fi и WiMAX, а также IP-телефонии заметно сокращают издержки арендаторов и, как следствие, является основным фактором улучшения качества связи в торговых центрах. Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов считает, что на сегодняшний день качество связи в ТЦ находится на высоком уровне и превышает среднероссийские стандарты. «Можно сказать, что сначала новое коммерческое оборудование связи появляется в крупнейших российских банках и сырьевых компаниях, а сразу за ними следуют торгово‑развлекательные центры. На мой взгляд, это обусловлено высокой рентабельностью и надежностью их бизнеса, а также высокой конкуренцией при поиске состоятельных арендаторов», — объясняет господин Лукашов.