ГЧП сегодня это механизм создания социальных объектов
Для реализации региональных социальных программ вместо госзаказа все чаще используются различные схемы государственно-частного партнерства (ГЧП). О преимуществах ГЧП и наиболее интересных проектах по созданию объектов социальной инфраструктуры (ОСИ), реализованных с использованием данного механизма, рассказывается ИВАН ПОТЕХИН, старший проектный аналитик дирекции инфраструктурных проектов департамента проектного и структурного финансирования Газпромбанка.
BUSINESS GUIDE: Как давно банк участвует в социальных проектах на основе ГЧП?
ИВАН ПОТЕХИН: Газпромбанк более пяти лет принимает активное участие в реализации инфраструктурных проектов с использованием механизмов ГЧП. В качестве наиболее знакового можно выделить проект по строительству и последующей эксплуатации центрального участка трассы Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге. Если же говорить о проектах по созданию объектов социальной инфраструктуры на основе ГЧП, то первый подобный проект был профинансирован банком в 2013 году. Проект реализуется на основе регионального закона Томской области о ГЧП и предполагает строительство 15 зданий, предназначенных для размещения дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) на территории девяти муниципальных образований Томской области. Первый детский сад сдан в эксплуатацию в конце августа. Строительство всех 15 объектов должно быть завершено в конце 2015 года.
BG: Какие из уже осуществленных банком проектов наиболее значимы в социальном плане?
И. П.: Трудно выделить какие-то более значимые или менее важные проекты. В настоящее время проблема нехватки мест в детских садах наблюдается по всей России, и без ввода в эксплуатацию новых ДОУ исправить сложившуюся ситуацию невозможно. Для решения указанной проблемы указом президента России N599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" поставлена задача обеспечить к 2016 году 100-процентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. Учитывая существующие нагрузки на региональные бюджеты, наиболее эффективным с точки зрения получения социального эффекта способом устранения очередей в ДОУ является строительство детских садов на основе ГЧП. В рамках ГЧП строительство детских садов осуществляется за счет средств частного партнера с обязательством последующего выкупа объектов публичным партнером. В результате платежи из бюджета по выкупу ДОУ растягиваются на несколько лет и начинают выплачиваться после окончания строительства и вода объектов в эксплуатацию.
BG: В какой роли Газпромбанк участвует в ГЧП-проектах?
И. П.: Департамент проектного и структурного финансирования в первую очередь занимается организацией финансирования. В большинстве реализуемых проектов банк также оказывает услуги финансового консультирования, которое может включать подготовку проектов от стадии проработки "идеи" до стадии проведения конкурса, разработку оптимальной стратегии финансирования, построение финансовой модели проекта. Наравне с предоставлением заемных ресурсов банк может участвовать в акционерном капитале проектных компаний.
BG: Какая правовая схема реализации проектов по созданию ОСИ является для Газпромбанка предпочтительной?
И. П.: ГЧП-проекты можно реализовывать либо на основании 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", либо на основании регионального закона о ГЧП. При этом с точки зрения структурирования сделки и оптимального распределения рисков в проектах по созданию ОСИ использование регионального закона о ГЧП имеет для банка ряд преимуществ. Одним из наиболее важных из них является возможность оформить в залог создаваемые объекты, что позволяет снизить риски проекта и потенциально — стоимость финансирования. Еще одним плюсом регионального закона о ГЧП является его гибкость, которая позволяет структурировать сделку в соответствии с особенностями каждого конкретного проекта. Так, в проекте по строительству 15 ДОУ в Томской области со стороны публичного партнера соглашение о ГЧП было подписано всеми девятью муниципальными образованиями, на территории которых строятся объекты, а также субъектом РФ, который несет обязательства по выкупу объектов при расторжении соглашения о ГЧП до момента вступления в силу договоров купли-продажи. По действующему закону о "О концессионных соглашениях" данная конструкция невозможна, так как концедентом по концессионному соглашению может выступать только тот муниципалитет, который предоставляет частному партнеру в аренду земельный участок для строительства объекта.
BG: По каким критериям выбираются социальные проекты ГЧП, в которых Газпромбанк принимает участие?
И. П.: Учитывая, что в большинстве проектов по созданию ОСИ частный партнер осуществляет только техническую эксплуатацию объектов, то есть не оказывает непосредственно образовательную или медицинскую услуги, единственным источником дохода для проектной компании являются выкупные платежи от региона. Таким образом, Газпромбанк в первую очередь рассматривает регионы с устойчивым бюджетом, которые готовы взять на себя долгосрочные обязательства по выкупу объектов. Более того, проекты ГЧП достаточно сложные и длительные, и их успешная реализация в значительной степени зависит от непосредственной заинтересованности и политической воли руководства субъекта. Учитывая, что строительные риски, а также обязательства по дальнейшей технической эксплуатации объектов лежат на частном партнере, для банка обязательным требованием является наличие опытного, успешного, понятного региону инвестора (зачастую строительный подрядчик), который способен на месте оперативно решать возникающие вопросы.
BG: К подрядчику должны, наверное, быть еще какие-то требования?
И. П.: Конечно. Когда подрядчик строит что-то по госконтракту, он своими деньгами не рискует. А в проектах ГЧП обязательное требование банка, чтобы подрядчик отвечал и своими деньгами — вложил, как минимум, 20% собственных средств, остальные 70-80% предоставляет банк в качестве кредита. Мы не являемся строительной компанией и не готовы нести в полной мере строительные риски. В случае если подрядчик не выполнит свои обязательства, он потеряет вложенные деньги. Это своего рода гарантия и способ замотивировать партнера, чтобы он все хорошо построил.
BG: Кредит предоставляется непосредственно строительной организации?
И. П.: Нет, для участия в конкурсе на реализацию проекта создается специальная проектная компания (SPV). Банк не готов брать на себя риски по каким-то другим проектам застройщика. В обязанности проектной компании, участвующей в конкурсе, входит привлечение средств, строительство и последующая техническая эксплуатация объекта на протяжении всего срока проекта.
BG: Кому принадлежит подобная SPV?
И. П.: При строительстве ОСИ (школ, детских садов) она, как правило, на 100% принадлежит застройщику. Образовательные услуги оказывает уже сам регион. Позиция региона по данным проектам такова: "Нам важно, чтобы объект был построен, а уж как детей учить, мы сами знаем". При реализации дорожных проектов в капитал SPV могут также входить и банк, и эксплуатирующая компания.
BG: Чем подобные ГЧП-схемы интересны сторонам: региону, банку, застройщику?
И. П.: Регион получает необходимый ему готовый объект. При этом до момента его сдачи в эксплуатацию и заключения договора купли-продажи регион не платит ни рубля и лишь затем постепенно — в течение пяти-семи лет — выплачивает необходимую сумму. В этом случае нет необходимости сразу вынимать из бюджета сумму в несколько миллиардов рублей, и к тому же строительные риски для региона в такой схеме намного меньше, чем при строительстве на основе госзакупки.
Банк при этом тоже в выигрыше: он предоставляет финансирование проектной компании, беря, по сути, на себя риск региона, а не строителя. Если подрядчик не выполняет обязательств и соглашение о ГЧП расторгается, публичный партнер выплачивает банку выданные средства с учетом процентов.
Застройщик же зарабатывает непосредственно на стройке, а также получает доходность на вложенные средства на протяжении всего срока проекта в виде дивидендов. Дополнительно участие в проекте позволяет упрочить связи с региональными властями и создает положительный имидж социально ответственного бизнеса. В Томске, например, это в каком-то смысле был политический вопрос: застройщик ОАО ТДСК — серьезный игрок, который сделал шаг навстречу области, чтобы помочь с реализацией важного социального проекта.
В итоге все оказываются в выигрыше.
BG: Сколько еще подобных социальных проектов реализовано?
И. П.: В этом году Газпромбанк профинансировал проект по строительству и эксплуатации двух школ и четырех детских садов в рамках обеспечения жилого района "Славянка" в г. Санкт-Петербурге объектами социальной инфраструктуры.
BG: Есть ли что-то в ближайших планах?
И. П.: Уже разыгран конкурс на строительство шести детских садов на 1,4 тыс. мест в Ямало-Ненецком автономном округе. В настоящее время мы находимся в стадии обсуждения финансовых условий с победителем конкурса.
BG: А на каких условиях обычно Газпромбанк осуществляет финансирование подобных проектов?
И. П.: Условия обсуждаются в каждом отдельном случае, они зависят от представляемого обеспечения, финансовой стабильности региона и конкретной структуры сделки.