"Потребитель пока не особо стремится экономить"
— Как в России в условиях стагнации экономики может измениться потребительская корзина?
— Последние три года рынок потребительских товаров в России стагнирует: неизменным остается и его объем в денежном выражении, и уровень потребления. Но конкуренция от этого ниже не становится. На рынке все чаще появляются продукты по более низкой цене с хорошим качеством.
— На чем в первую очередь сейчас экономят потребители?
— Потребитель пока не особо стремится экономить. Так, составляемый Nielsen индекс потребительского доверия в России последние два квартала растет, что нехарактерно для большинства европейских стран. Самая популярная стратегия экономии — это поиск промоакций в магазинах. Но число потребителей, которые целенаправленно ищут товары по специальным ценам, в России все еще невелико. В целом же, когда россияне хотят сэкономить, они в первую очередь сокращают расходы не на еду, а на развлечения вне дома, отдых, покупку новой одежды и приобретение техники.
— Какие сегменты потребительского рынка в России сейчас демонстрируют рост?
— Например, с сентября 2013-го по август этого года на 12% в натуральном выражении и на 20% в денежном выражении вырос сегмент воды. За этот же период рынок детского питания увеличился на 11% и 14,3% соответственно, а сегмент питания для домашних животных — на 8% и 11,9% соответственно.
Если рост рынка детского питания вполне предсказуемо объясняется стремлением родителей давать детям самое лучшее, то на рынке товаров для животных такого раньше не наблюдалось. Сегодня россияне начинают все чаще демонстрировать свою любовь к животным, балуя своих питомцев изысканными блюдами.
— Повлияло ли серьезно на российскую торговлю продовольственное эмбарго?
— Существенных изменений мы пока не отмечаем: в магазинах еще продаются остатки ввезенной продукции. В будущем могут возникнуть проблемы с сырами: это заметят жители крупных городов, у которых спросом пользуются такие дорогие сорта, как, например, бри, камамбер. Вероятно, санкции в основном ударят по рестораторам, для которых найти аналоги продуктов для блюд станет проблематично. Розница же успеет заместить отсутствующие продукты российскими аналогами.
— На ваш взгляд, в какие сроки это можно сделать?
— Сейчас инициативу взяли на себя крупные компании. Так, на молочном рынке Danone и PepsiCo, которые располагают производством в России, имеют возможность заполнить освободившиеся ниши своей продукцией. Вероятно, подмога тому же молочному рынку последует и из таких стран, как Турция или Индия, импорт из которых не запрещен. Поддержат рынок и отечественные производители.
— Какие факторы в России повлияют на рост цен на продукты питания в краткосрочной перспективе?
— Ключевых и очевидных факторов два: это действующее в ряде продуктовых категорий эмбарго и рост курса евро. Санкционная война еще не закончилась, а потому потребительский рынок находится в состоянии высокой неопределенности. Но любой кризис — это новые возможности. Сегодня есть все возможности для организации импортозамещения — особенно, если государство поддержит отечественных производителей.