Заводы продолжают барахлить

Автомобильный кластер Петербурга и Ленинградской области продолжает работать с убытками, и эксперты затрудняются прогнозировать, когда предприятия окупят многомиллионные инвестиции. Всему виной не только общее падение рынка, но и маркетинговые просчеты некоторых концернов.

Наряду с проблемами в сегменте легковых автомобилей в грузовой отрасли зафиксировано существенное снижение спроса на рефрижераторные перевозки. Это означает, что у транспортных компаний не будет стимула к обновлению парков и закупке техники

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Автозаводы Петербурга и Ленобласти в прошлом году заработали 15,2 млрд рублей, что на 3 млрд больше, чем в 2012 году. Однако рост объясняется чисто формальными причинами, в частности, консолидацией юридических лиц Toyota. По факту все без исключения автозаводы кластера серьезно снизили свою финансовую успешность.

Легковые сложности

Чистый убыток петербургского завода GM, запущенного в 2008 году, вырос более чем в три раза: с 1,7 млрд рублей до 5,3 млрд рублей. На сегодня это предприятие кластера является самым убыточным. Проблемы начались еще в прошлом году, когда продажи Chevrolet Cruze и Opel Astra, выпускаемых на заводе GM в Петербурге, начали стремительно снижаться. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), к концу 2013 года продажи Chevrolet Cruze снизились на 14% — до 54,4 тыс. автомобилей, снижение продаж Opel Astra составило 20% — до 42 тыс. машин. За семь месяцев этого года в России продано на 12,5% меньше Chevrolet Cruze, чем за тот же период годом ранее. Снижение продаж Opel Astra составило 7,5%. Негативные тенденции привели к тому, что конвейер фактически встал на три месяца (с августа до конца октября). Так, простоями были объявлены периоды с 22 августа по 12 сентября, 19 и 26 сентября, с 29 сентября по 3 октября, а также с 10 по 27 октября. Эти простои далеко не первые в работе петербургского завода GM в текущем году. Предприятие останавливалось на две недели в период с 24 февраля по 28 марта, на одиннадцать дней в июле, а также ушло на летние коллективные каникулы, продлившиеся целый месяц.

Серьезное падение показал петербургский завод Nissan, впервые за три года получивший чистый убыток 2,7 млрд рублей (против чистой прибыли 3,9 млрд рублей в 2012 году). Отчетность ООО "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус" включает данные по финансовым показателям не только производственной площадки, но и центра дистрибуции. Таким образом, проблемы могут быть связаны с серьезным падением продаж в прошлом году — минус 5% по итогам года (или 7,5 тыс. авто).

ООО "Тойота Мотор", российское подразделение японского автоконцерна, снизило чистую прибыль с 13,4 млрд рублей в 2012 году до 8,4 млрд рублей в 2013 году. В последнюю цифру входит не только доход от производства, но и доход от продажи автомобилей. В прошлом году тогда еще отдельное юридическое лицо петербургской площадки автозавода показало чистую прибыль лишь 15,9 млн рублей.

Завод "Форд" во Всеволожске по итогам прошлого года показал прибыль 848 млн рублей против 1,7 млрд рублей прибыли годом ранее. "Прибыль Ford — результат того, что предприятие функционирует более десяти лет, что позволяет показывать такие данные даже при сокращении спроса на его продукцию", — говорит генеральный директор "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин.

Эксперт отмечает, что наиболее стабилен по производственным и финансовым показателям завод Hyundai. "Резких падений спроса на его продукцию пока не наблюдалось. К тому же более десяти процентов произведенных автомобилей предприятие экспортирует", — говорит он. Петербургский завод Hyundai снизил чистую прибыль в 2013 году лишь на 400 млн рублей — до 6 млрд рублей.

Исходя из финансовой отчетности автозаводов, в петербургский бюджет налог на прибыль заплатят только Toyota и Hyundai. Причем после реорганизации "дочек" Toyota будет платить налог на прибыль не только от производства, но и от продаж. По итогам 2014 года Смольный ждет от компании перечисления налогов на миллиард рублей. Власти города не теряют надежды на то, что и другие автопроизводители объединят свои юридические лица и будут платить налог от продажи выпускаемой продукции. Помимо Toyota, консолидированные юрлица центра дистрибуции и производственной площадки имеет только Nissan.

Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов склонен более оптимистично смотреть на финансовые результаты автокластера. Эксперт обратился к консолидированной отчетности по МСФО. "Годовая выручка General Motors в последние три года стабильно превышает 150 млрд рублей, чистая прибыль — $5 млрд. На долю России приходится всего 2-3 процента выручки. Nissan в прошлом году заработал около $4 млрд чистой прибыли по всему миру при выручке $105 млрд. Убыточное производство противоречит принципам капиталистического ведения бизнеса. Однако благодаря холдинговой структуре компании имеют возможность оптимизации налогообложения. Я уверен, что в итоге они обязательно продемонстрируют прибыль и в российских филиалах", — рассуждает эксперт.

Господин Лукашов подчеркивает, что окупаемость даже "отверточного" производства — дело не быстрое и может занимать до 10-15 лет. "Поэтому пока только иностранные инвесторы способны реализовывать нечто подобное в России, так как они имеют доступ к дешевым кредитам. Ключевая ставка ЦБ РФ составляет 8 процентов против 0,25 в США, 0,15 в ЕС и 0,1 в Японии", — рассуждает он.

Директор филиальной сети QB Finance Владимир Пахомов полагает, что проблемы петербургских производителей — в снижении спроса на новые машины на фоне доступности подержанных иномарок. "Toyota является лидером по продажам автомобилей в мире, поэтому чувствует себя лучше других. Автомобили GM в России не пользуются серьезной маркетинговой поддержкой по сравнению с другими брендами. Как и для многих американских компаний, российский рынок этот концерн рассматривает по остаточному принципу, делая ставку на Штаты и Китай. Ford традиционно чувствует себя лучше, чем GM, а Hyundai является лидером продаж с моделью Solaris, которая является хитом бюджетных автомобилей", — поясняет господин Пахомов.

Долги грузят

Петербургские производители грузовой спецтехники также не показали прибыли по итогам прошлого года. Так, "Скания-Питер", дочерняя компания шведского автоконцерна Scania, в прошлом году сократила убыток с 39,3 млн рулей до 23 млн рублей. Выручка от продажи при этом сократилась за год с 5,6 млрд до 4,9 млрд рублей. Завод был запущен в 2010 году индустриальной зоне Шушары и рассчитан на выпуск любых видов грузовых автомобилей. Это единственное предприятие на территории России по производству техники Scania, инвестиции в его запуск составили €10 млн. Производственная мощность "Скания-Питер" — 3,5 тыс. единиц техники в год. Модельный ряд составляют грузовые шасси и грузовые автомобили Scania серии P, R, G. Завод был запущен в 2010 году и не показывает прибыли с момента открытия.

Завод грузовой спецтехники MAN, запущенный в прошлом году, показал убыток в 19,8 млн рублей, что вполне ожидаемо в первый год работы. В 2012 году, когда завод еще был на стадии реализации, прибыль за год составила 152 млн рублей. Предприятие также расположено в Шушарах. Это первая площадка группы на территории России, инвестиции в проект составили €25 млн. На заводе осуществляется крупноузловая сборка грузовых автомобилей для целевых рынков компании в России, Белоруссии и Казахстане. Мощность предприятия — 6 тыс. грузовиков в год.

Сроки окупаемости проектов в текущих условиях не поддаются оценке экспертов, поскольку существует слишком большое количество экономических и политических факторов, способных изменить ситуацию на рынке в лучшую или худшую сторону.

Руководитель аналитического департамента ФК AForex Артем Деев констатирует, что сложностей для производителей грузовиков сейчас достаточно. "В будущем рынок продолжит сворачиваться, причем если раньше на него давило в основном снижение темпов роста экономики, то теперь ко всему прочему добавятся последствия запрета на импорт продуктов питания из ЕС. На Северо-Западе, где проходили масштабные потоки продовольствия из Финляндии и Норвегии, уже зафиксировано существенное снижение спроса на рефрижераторные перевозки. Проще говоря, в ближайшее время у транспортных компаний не будет стимула к обновлению парков и закупке техники", — аргументирует господин Деев. По его словам, и экспорт в этом случае не будет выходом, поскольку страны ЕС находятся в аналогичной ситуации.

Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов добавляет, что дополнительным отрицательным фактором стало ослабление курса рубля.

Кристина Наумова

Вся лента