Отцы и девочки

Завершился кинофестиваль в Сан-Себастьяне

Фестиваль кино

Фото: sansebastianfestival.com

Большинство наград 62-го кинофестиваля в Сан-Себастьяне досталось испанским фильмам. Главного приза и приза за режиссуру удостоена картина "Волшебная девочка" Карлоса Вермута. Комментирует АНДРЕЙ ПЛАХОВ.

Хотя в конкурсе было несколько довольно ярких зрительских лент, концепции в их отборе не просматривалось, поэтому жюри, судя по всему, руководствовалось интуицией и личными симпатиями. Правда, уже не первый раз получилось, что и то и другое работало в пользу испаноязычного кино. Ничего удивительного: достаточно посмотреть на состав жюри. В него вошла режиссер из Венесуэлы Мариана Рондон, чей фильм "Плохие волосы" победил год назад в Сан-Себастьяне, а возглавил Фернандо Бовайра, активнейший деятель испанской киноиндустрии, продюсер фильмов Алехандро Аменабара и Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Они, судя по всему, и задавали тон в оценках жюри, остальные его члены, похоже, были далеки от предмета обсуждения.

Впрочем, упрекнуть жюри можно главным образом в том, что оно слишком уж демонстративно вручило дублирующие друг друга награды в одни руки. "Волшебная девочка" награждена и главным призом "Золотая раковина", и вдобавок призом за лучшую режиссуру. Еще один испанский фильм — "Болото" Альберто Родригеса, снятый в тематике и стилистике нуара,— отмечен наградами для актера Хавьера Гутьерреса и оператора Алекса Каталана. Иностранцам осталось совсем немного — специальный приз для французской "Дикой жизни" Седрика Кана и награда лучшей актрисе Паприке Стин (за роль в датском "Тихом сердце" Билле Аугуста). Да еще за лучший сценарий отмечена американская "Капля" Михаэля Р. Роскама.

"Магическая девочка" обыгрывает модную тему увлечения мангой. Совсем юная Алисия больна лейкемией. Ее отец, потерявший работу учитель, в отчаянии, особенно когда узнает, что предсмертное желание его дочери — дизайнерское розовое платье из сериала "Волшебная девочка Юкико". Платье стоит целое состояние, и любящий отец пускается во все тяжкие, чтобы выполнить желание Алисии. К достоинствам фильма относится то, что он построен не как сентиментальная линейная история, а как волшебный пазл с элементами мистики, который зритель складывает по собственному разумению.

Отцы, любящие и не очень, стали популярными героями нынешнего фестиваля. Получившая второй по значению спецприз жюри "Дикая жизнь" Седрика Кана — столь же впечатляющая история, только не выдуманная, а реконструирующая реальный случай и рассказанная сдержанным, по-французски холодноватым языком. Филипп Фурнье, нонконформист и постхиппи, выкрадывает двух своих малолетних сыновей у матери и в течение десяти лет живет с ними вне цивилизации, в лесах и коммунах, воспитывая по своим понятиям и скрываясь от закона. Все эти годы все трое тяжело работают, чтобы добыть пропитание и обустроить свой быт, не будучи ничем обязанными обществу потребления, которое отец (его с чувством играет Матье Кассовиц) глубоко презирает.

Тема отцовства возникает и в единственной российской картине, которая участвовала в программе Сан-Себастьяна, но эта тема представлена под совершенно другим углом. "Как меня зовут", режиссерский дебют Нигины Сайфуллаевой, стал одним из лучших фильмов секции "Новые режиссеры". Дело происходит в Крыму (еще не нашем): в дом к своему отцу, который ее никогда не видел, заявляется дочка с подружкой: когда-то ее мать-москвичка пережила здесь мимолетный курортный роман с харизматичным аборигеном, которого играет Константин Лавроненко. Розыгрыши, недоразумения, обиды, влечения, расчеты с прошлым и повторение ошибок молодости — все это составляет содержание камерной, живой и точной ленты (сценарий филигранно выписан режиссером вместе с Любовью Мульменко). Картина хорошо прошла на публике, хотя и уступила приз программы "Новые режиссеры" болгарскому фильму "Урок" Кристины Грошевой и Петара Валчанова.

Российское кино трудно приживается в Сан-Себастьяне, хотя когда-то здесь гремели имена Никиты Михалкова, Георгия Данелии и Эмиля Лотяну. Последний наш режиссер, завоевавший здесь "Золотую раковину", Андрей Кончаловский, правда, получил он ее за американский фильм "Гомер и Эдди". Это было ровно 25 лет назад, приз тогда вручала голливудская звезда Бетти Дэвис. Она провела шесть дней в гостиничной спальне, готовясь к выходу на сцену, появилась в шикарном виде, прикуривая сигарету, а через неделю умерла в Париже от рака легких. В память об этом легендарном визите на фестивале был показан юбилейный фильм "Когда Бетти Дэвис сказала "прощай"".

Охлаждение к российскому кино — это не какие-то специальные санкции в нашу сторону, также скудно представлена обычно в Сан-Себастьяне вся Восточная Европа. В этом году, правда, решили поправить положение и организовали программу "Восточные обещания" фильмов в географическом диапазоне от Эстонии до Молдавии и от Польши до Албании, но она носила, скорее, поверхностно-информационный характер. Украина не попала в этот список только ввиду малочисленности своей кинопродукции. Однако "Племя" Мирослава Слабошпицкого, самый громкий украинский фильм года, удостоился участия в престижной программе "Жемчужины". С акцентом на Восточную Европу было сформировано и жюри главного конкурса: в него вошли румынский актер Влад Иванов, Настасья Кински (чей имидж тоже как-то связан со славянской Европой) и как символический почетный член Олег Сенцов — тем самым Сан-Себастьян включился в кампанию международной поддержки украинского режиссера, находящегося по политическому обвинению в российской тюрьме. Однако присутствие (или отсутствие) названных деятелей кино ситуации не изменило: жюри выбрало своих фаворитов не из Восточной, а из крайне Западной Европы.

Вся лента