Автоконцерны прокатили мимо бюджета
Peugeot Citroen и Mitsubishi не могут продавать машины государству
Как стало известно "Ъ", калужский завод Peugeot Citroen и Mitsubishi "ПСМА Рус", где выпускают Peugeot 408, Citroen C4 и Mitsubishi Outlander, лишился права участвовать в государственных и муниципальных закупках. С июля в России действует "национальный" режим госзакупок машин. Большинство сборочных предприятий иностранных автоконцернов в стране ему соответствует, но "ПСМА Рус" не прошло по формальным критериям. Чтобы исправить ситуацию, необходимо внести изменения в один из отраслевых документов Таможенного союза.
О том, что российское СП Peugeot Citroen и Mitsubishi "ПСМА Рус" не попало в перечень компаний, имеющих право участвовать в государственных и муниципальных закупках, "Ъ" рассказали источники на рынке. По их данным, "ПСМА Рус" уже обратилось к губернатору Калужской области Анатолию Артамонову с просьбой исправить ситуацию. В аппарате губернатора подтвердили "Ъ" наличие письма, но отметили, что эта просьба "вне компетенции региональной власти", поэтому еще 18 сентября обращение было перенаправлено вице-премьеру Аркадию Дворковичу.
Правительство РФ ввело "национальный режим госзакупок" автомобильной техники в середине лета (см. "Ъ" от 15 июля). Эта мера в первую очередь должна поддержать российский авторынок, который падает больше года. Запрет распространяется не только на импортные автомобили, коммерческий транспорт и дорожно-строительную технику, но и на машины российской сборки с низким уровнем локализации. Аркадий Дворкович отмечал, что локализация — обязательное условие для участия в госзакупках.
Июльское постановление допускает к госзакупкам лишь автомобили, произведенные в рамках соглашений о промсборке, которые изначально устанавливали достаточно жесткие требования к уровню локализации. Перечень компаний, работающих в режиме промсборки, был утвержден еще в 2010 году комиссией Таможенного союза (ТС). Но "ПСМА Рус", заключившее соглашение о промсборке еще в 2007 году, в список 2010 года не попало — на тот момент завод еще не запустил производство полного цикла, поясняют источники "Ъ". С тех пор ситуация изменилась: по данным "Автостата", на конец 2013 года локализация "ПСМА Рус" уже была на уровне 35-40%, примерно такая же локализация у российских заводов Volkswagen и Nissan (попали в список). Но чтобы допустить "ПСМА Рус" к госзакупкам, необходимо внести поправки в перечень ТС. В Минпромторге пояснили "Ъ", что вносить изменения может лишь Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). В "ПСМА Рус" от комментариев отказались. В ЕЭК сообщили, что на данный момент, начиная с 2010 года, в ведомство не поступало никаких предложений по вопросу изменений перечня.
ООО "ПСМА Рус" — СП PSA Peugeot Citroen (70%) и Mitsubishi Motors Corporation (30%). Завод расположен в Калужской области, с 2010-го выпускал автомобили в режиме крупноузловой сборки (SKD), с июля 2012 года вышел на производство по полному циклу. Объем инвестиций в предприятие — около €550 млн. Завод выпускает Peugeot 408, Citroen C4, Mitsubishi Outlander и Mitsubishi Pajero Sport. Производственные мощности — до 125 тыс. автомобилей в год, в 2013 году завод произвел 45,2 тыс. автомобилей. При этом, по данным Ассоциации европейского бизнеса, по итогам восьми месяцев 2014 года продажи Mitsubishi в России сократили на 31%, до 4,2 тыс. машин, Peugeot и Citroen — на 56% и 52% соответственно, до 1,2 тыс. автомобилей у каждой марки.
Случай с "ПCMA Рус" исключительный — других производителей, локализовавшихся в России и не попавших в список ТС, не существует, уверяет глава департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Морозов. Июльское постановление правительства предусматривает специальное исключение для калининградского "Автотора", который работает в ОЭЗ без соглашения о промсборке и выпускает BMW, Chevrolet, Opel и Kia в режиме SKD.
Остальные автосборочные заводы с низким уровнем локализации, например Derways, где собирают китайские автомобили, участвовать в госзакупках не могут. При этом даже если производитель, не имеющий соглашения, повысит уровень локализации, принять участие в госзакупках все равно не получится. Согласно правилам ВТО, заключать соглашения о промсборке уже нельзя, поясняет господин Морозов. Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" отмечает, что доля госзакупок от общего объема продаж у автопроизводителей невелика — 1-3%. Но, добавляет управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев, на фоне падающего рынка для них ценны даже столь небольшие объемы.