Госдума оказала помощь следствию
Новый порядок возбуждения уголовных дел по налогам принят в компромиссном чтении
Возбуждая дела о неуплате налогов, следователи будут обязаны запросить мнение налоговой службы. В такой компромиссной редакции Госдума приняла в пятницу во втором чтении ранее вызвавший возмущение бизнеса президентский законопроект о возвращении следователям права самостоятельно возбуждать уголовные дела по этим видам преступлений. Юристы называют вписанный в УПК компромисс формальным, отмечая, что законодательство "возвращается к тому, от чего уходило": следователи смогут решать вопрос о возбуждении дел о налоговых преступлениях и без учета мнения налоговиков.
Госдума приняла в пятницу во втором чтении законопроект о правке статей Уголовно-процессуального кодекса (УПК), вновь меняющий порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях. Напомним, три года назад по инициативе прежнего президента Дмитрия Медведева у силовиков было отнято право самостоятельно возбуждать такие дела — делать это можно только по материалам налоговых органов. Однако в октябре 2013 года Владимир Путин поддержал желание Следственного комитета России (СКР) вернуть прежний порядок. Это вызвало горячие возражения не только у бизнеса, но и у чиновников — самым высокопоставленным оппонентом СКР тогда стал премьер Дмитрий Медведев. В ноябре прошлого года на встрече с главой Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаилом Мишустиным президент согласился на компромиссный вариант: следователи, решая вопрос о возбуждении уголовного дела, должны запрашивать мнение налоговиков. Однако порядок такого взаимодействия и статус ответа налогового органа тогда не были определены, и в декабре 2013-го Госдума приняла законопроект о правке УПК в жестком варианте СКР (см. "Ъ" от 11 декабря 2013 года). Сформулировать компромиссный вариант ко второму чтению документа было поручено рабочей группе ФНС и СКР.
В результате одобренный в пятницу Госдумой текст поправок дополнен следующей процедурой. Получив от органов дознания (например, полиции) сообщение о налоговом преступлении, следователь (если не найдет оснований для отказа в возбуждении уголовного дела) в течение трех суток обращается к налоговикам. В налоговый орган (вышестоящий по отношению к тому, где состоит на учете налогоплательщик) следователь направляет обосновывающие документы и предварительный расчет предполагаемой суммы недоимки. Получив запрос, налоговики должны в течение 15 суток направить в ответ свое заключение. Оценив его, следователь принимает решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. Если налоговики не уложились в отведенный срок, решение принимается без учета их мнения.
Представивший поправки Госдуме глава комитета по законодательству Павел Крашенинников объяснил необходимость их принятия тем, что действующий подход "существенно снизил как оперативность раскрытия налоговых преступлений, так и саму эффективность этого направления деятельности правоохранительных органов". При этом депутат отметил, что изначально предложенное СКР возвращение к порядку возбуждения дел, существовавшему до 2011 года, "вернуло бы нас в ситуацию использования правоохранительных органов для недобросовестной конкурентной борьбы". Поэтому было найдено компромиссное решение, заключил глава комитета.
Опрошенные "Ъ" юристы назвали этот компромисс весьма условным. Адвокат МКА "Клишин и партнеры" Дмитрий Васильченко считает новый порядок возбуждения уголовных дел по налогам резким ужесточением. "Налоговый орган может проводить проверки за последние три года, то есть сейчас в следственные органы не могут поступить материалы ранее 2011 года. После вступления поправок в силу следствие будет ограничено уже сроками давности — до шести лет, а в некоторых случаях — и до десяти лет",— поясняет он. Таким образом, можно будет предъявлять претензии к деяниям, по которым сейчас возбудить уголовные дела не представляется возможным. Налоговая инспекция, по словам адвоката, получает консультационную функцию. Она сможет влиять на принятие решения об отказе в возбуждении дела, если напишет, что все налоги были уплачены, допускает юрист. Партнер адвокатского бюро "Юрлов и партнеры" Дмитрий Титов, напротив, полагает, что заключения налоговой инспекции будут носить рекомендательный характер, то есть следователь, оценив их, сможет возбудить дело, даже если налоговики не увидели состава преступления. "Действующий порядок был предложен, чтобы исключить давление на бизнес со стороны правоохранителей. Сейчас мы возвращаемся к тому, от чего уходили",— недоумевает юрист.