ВВП залило нефтепродуктами
Мониторинг
В мониторинге социально-экономического развития РФ за январь--август 2014 года Минэкономики объявило о пересмотре своей оценки роста ВВП с учетом сезонности за июль с 0,2% до 0,4% (с -0,2% до 1% в годовом выражении). Причиной послужила публикация данных об экспорте нефтепродуктов в июле 2014 года. Эти данные обнаруживают "значительный всплеск роста экспорта нефтепродуктов, который составил 39,3% за рассматриваемый период против падения на 16,6% в июне (к соответствующему периоду прошлого года)".
"Ъ", напомним, отмечал неожиданное и необъяснимо резкое сокращение экспортных поставок нефтепродуктов в июне, по данным таможенной статистики (см. "Ъ" от 25 июля). После чего эти же оценки перекочевали в статистику Росстата и ЦБ. Во всяком случае, в них обнаруживается резкий провал в динамике экспорта и торгового профицита именно в июне, которая в июле выправляется. При этом в Минэкономики косвенно опровергают возможность роста экспорта нефтепродуктов в июле практически на 40%. "В июле 2014 года разница между средними ценами на нефтепродукты на внутреннем рынке и приведенными мировыми ценами показывала, что автобензин "нормаль-80", автобензин "премиум-95", дизельное топливо и топочный мазут предпочтительнее было реализовывать на внутреннем рынке",— отмечают аналитики министерства.
Впрочем, "размазывание" статистических выбросов топливного экспорта в июне--июле по динамике ВВП позитиву удержаться не позволило. В августе с исключением сезонности показатель потерял 0,4%, отыграв незначительный импульс роста, наблюдавшийся в июле (см. график). "Негативная экономическая активность августа обусловлена снижением сезонно очищенной динамики обрабатывающих производств, оптовой торговли, строительства и чистых налогов. В августе производство продукции сельского хозяйства перестало вносить положительный вклад в рост ВВП. Продолжилась тенденция сокращения темпов роста товарного импорта и экспортных пошлин на нефть и газ, определив негативную динамику налогов на продукты и импорт",— поясняют в министерстве. И внешний спрос, на котором держится хрупкий прирост добавленной стоимости, иссякает. В сумме же, как ни менялся вклад нефтепродуктов в динамику роста экономики, он, по подсчетам подчиненных Алексея Улюкаева, в январе--августе остался на уровне января--июля — плюс 0,7% в годовом выражении.