Бирже не катит лес
Электронные торги
Электронная торговая площадка по продаже леса в Иркутской области пока не оправдывает прогнозов организаторов. До конца года Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа, на базе которой проводятся торги, рассчитывала на сбыт примерно 1 млн тонн кубометров леса. Но за неполные три месяца объем торгов составил всего 36 тыс. кубометров, из которых 28 тыс. кубометров были проданы в день запуска биржи. Однако организаторы сохраняют оптимизм и уверяют, что торги начались в мертвый сезон лесозаготовки и в октябре биржу ждет рост объемов.
Прозрачный лес
Третий месяц продолжаются электронные торги лесом на площадке Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) в Иркутской области. Они были запущены 11 июля в рамках исполнения поручения президента Владимира Путина по итогам заседания Госсовета, на котором обсуждалась ситуация в лесном комплексе. Тогда, в апреле 2013 года, президент дал жесткую оценку состоянию сектора, заявив, что он находится в критическом состоянии. Одним из инструментов, призванных стабилизировать ситуацию, стали биржевые торги лесом. Тогда же Иркутская область и СПбМТСБ подписали соглашение о создании в регионе торговой площадки. Основные задачи, которые государство хочет решить при помощи биржи,— увеличение прозрачности отрасли, появление четкого индикатора цены и сокращение объемов продаж "серого" леса, которые достигают в некоторых регионах 50% общего оборота. По расчетам властей Иркутской области, благодаря электронным торгам появятся условия для мониторинга, контроля и регулирования рынка, в том числе через единые ценовые индикаторы.
В России ежегодно заготавливается около 200 млн кубометров леса. Иркутская область является одной из крупнейших в стране по площади лесов (покрытие — 83%). По запасам лесных ресурсов область занимает третье место в России — более 9 млрд кубометров, из них 5,3 млрд кубометров возможны к рубке.
Торги проходят раз в две недели. Пока на бирже продается только круглый лес, но постепенно будут добавляться другие позиции. Выйти на площадку может любой участник рынка, и крупный, и мелкий: минимальный размер лота — 25 кубометров. А верхний предел не ограничен. Базис поставки сейчас это в основном территории лесхозов. В перспективе планируется создание лесных терминалов и базисов для продаж на экспорт для крупных участников рынка, таких как группа "Илим". Сейчас на бирже зарегистрированы крупные лесхозы и предприятия по переработке леса. В области рассчитывают, что на торги придут все участники рынка, в первую очередь те, которые являются арендаторами лесных участков и заготавливают лес. Предполагается, что для областных автономных учреждений такой способ торговли вообще будет обязательным (в области их 26, пока зарегистрировано меньше 10). Вступительный взнос для члена секции "Лес" составляет 1 млн руб. Но чтобы торговать, не обязательно становиться участником, достаточно обратиться к зарегистрированному участнику. На бирже уже достаточное количество зарегистрированных брокеров, которые могут оказывать услуги по выставлению заявок, отмечают организаторы.
По словам министра промышленности и лесного комплекса Иркутской области Алексея Климова, с воодушевлением возможность торговать на бирже воспринимают в основном те компании, которые не имеют собственной сырьевой базы и нуждаются в сырье. В то же время продавцы заняли настороженную позицию. Наиболее активно на проходящих торгах ведут себя Баерский, Осинский и Братский лесхозы. В области рассчитывают, что в перспективе на бирже можно будет продавать не менее 10-15% общего объема заготовки в Иркутской области (по итогам 2013 года заготовлено 27 млн кубометров древесины). Организаторы торгов оценивают продажи к 2015 году в 5-6 млн кубометров.
Первые десять лет комом
В России не раз пытались создать организованные торги лесом. В 2008 году даже появилась Байкальская лесная товарная биржа, но вскоре она была закрыта. По словам участников рынка, торгов как таковых и не было, а работа сводилась к тому, чтобы купить статус биржевого склада или заключить сделку с биржей, которые позволяли на фоне дефицита вагонов получить доступ к железнодорожным перевозкам. Иркутские власти уверены, что предыдущая попытка создания биржи потерпела неудачу, потому что использовался административный ресурс, а не рыночные механизмы. "Давление на участников торгов недопустимо",— считают в регионе.
На этот раз для организации продаж работа велась по соглашению с правительством Иркутской области. "Где-то в течение полугода встречались с участниками, обсуждали, какая должна быть спецификация, какие базисы, какие продукты надо выставлять в виде основных лотов. Собирали информацию, переписывали правила под секцию "Лес"",— рассказывает вице-президент СПбМТСБ Михаил Темниченко. Затем была получена регистрация в ЦБ. В своем развитии биржа будет ориентироваться на спрос и интересы участников, говорит господин Темниченко. Но для масштабного развития площадке нужны крупные игроки, которые пока только оценивают обстановку. Так, группа "Илим" договорилась об обмене информацией с организаторами торгов, но сама готова рассмотреть участие, только если "на биржу выйдет большое количество игроков, а объемы достигнут необходимого уровня". При этом в "Илиме" опасаются, что и на этот раз возобладает "административный ресурс". "Важно, чтобы у чиновников не появилось желание организовать торговлю круглым лесом только через биржу",— говорят в компании.
Не сезон
Пока биржа не дает очевидных результатов и не может похвастать большими объемами продаж. Вначале торги были ожидаемо скромными, так как и продавцы, и покупатели привыкали к системе, а организаторы постоянно ее модернизировали, добавляя новые индексы и базисы. Так, в первый день работы биржи было заключено 12 договоров в целом на 28 тыс. кубометров лесоматериалов. Уже до конца года организаторы планировали продать через биржу около 1 млн кубометров леса. Но до сих пор размер итоговых продаж ни разу, за исключением первого дня торгов, не превышал 5 тыс. кубометров, и это наиболее высокий показатель.
Михаил Темниченко объясняет это тем, что биржа была открыта в не самое удачное время. В связи с большим количеством пожаров летом вырубка леса останавливалась. А сейчас, с приходом осени и дождей, начнется распутица, которая также не позволит возить лес. "Так что новый виток вырубки и, следовательно, торговли начнется после октября",— говорит господин Темниченко. Тем более что с 1 января 2015 года, отмечает он, лесхозы перейдут на финансирование своей деятельности за счет продажи леса, который они заготавливают, так что Минприроды, которому они подчиняются, будет само заинтересовано в развитии систематизированных торгов лесом.
Однако у многих на рынке остаются сомнения в возможности развития биржевой торговли лесом, поскольку в мире подобной практики не существует. По мнению президента Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Иркутской области Юрия Логачева, сложность прежде всего связана с тем, что лес, растущий в одном районе, даже в пределах области, разный, даже если это одна и та же порода. "Лес всегда торговался в личном присутствии представителей продавца и покупателя. Они встречаются на площадке у бревна, померили его, посмотрели, оценили, поспорили и только тогда согласились на сделку. То, что здесь происходит на экране, мне не очень понятно",— говорит он. На бирже признают, что централизованная торговля лесом — необычная практика. По словам Михаила Темниченко, лес, безусловно, очень сложный продукт. Но, говорит он, если сравнить его с нефтепродуктами (в основной нефтепродуктовой секции самые большие объемы торгов — примерно 1 млн тонн в месяц), то по ним номенклатура активных инструментов — приблизительно 350. И еще около 300 инструментов, которые носят сезонный характер. "Таким образом, мы имеем под 700 торговых инструментов. По лесу же пока всего 17. Так что не знаю, где на самом деле сложнее",— говорит господин Темниченко. Он признает, что "невозможно абсолютно весь лес запихнуть в формат биржевых торгов", на бирже должны торговаться основные наиболее ходовые товарные позиции. "На практике это дает справедливое ценообразование, прозрачное. Причем на эту цену уже смогут ориентироваться и продавцы-покупатели вне биржи",— считает он. В то же время руководитель управления ФАС по Иркутской области Валентина Заморина отмечала во время открытия торгов, что выгодность или невыгодность покупок круглого леса на бирже будет зависеть от того, откуда приобретенный товар предстоит везти. "Пока мы видим мало пунктов отгрузки",— говорила она.
При этом господин Логачев считает, что "есть четкое представление, что любые товары должны торговаться на бирже и только тогда в стране может быть наведен какой-то порядок". По его мнению, это может произойти только при наличии некоего серьезного правительственного документа, обязывающего хотя бы какую-то часть продукции, и не только лесной, продавать именно на таких прозрачных площадках. "А остальные участники если увидят, что этот механизм выгодный, сами придут",— говорит он. В любом случае, отмечают на рынке, даже если биржа не станет масштабным проектом, есть уверенность в том, что государство понимает проблемы сектора и пытается их решать.